Сколько же самоотверженных подвигов в годы Великой Отечественной Войны было совершено нашими предками. Многие герои, к сожалению, не получили заслуженного всеобщего признания в государственном масштабе. О них не снимают фильмы и не пишут в учебниках истории. А зря! Мы должны сохранить память о наших земляках для будущих поколений. Нам есть, чем гордиться! И об этом надо рассказывать!
Сегодня речь пойдёт о лётчике-парашютисте Балашове Петре Павловиче, 1911 г.р, уроженце с. Ижевского Спасского района Рязанской области.
Из родного села в столицу Пётр Балашов перебрался сразу после завершения школы-восьмилетки. Парень спортивный, решил заниматься парашютным спортом, активно развивать его.
Петру было всего двадцать, когда он заручившись поддержкой спортивного общества «Динамо», открыл первые во всём союзе курсы для парашютистов. Собственно именно его и стоит считать одним из первооткрывателей этого спорта в СССР. В 1933 году он установил рекорд по минимальной высоте прыжка при следующих обстоятельствах:
Воскресный день, на стадионе «Динамо» матч Динамо - Спартак. Правительственная ложа заполнена главами огромного государства, людей на стадионе невероятно много. Вот только матч не начинается, все ждут чего-то. Над стадионом очень низко кружит самолёт, с него прыгает с парашютом Пётр Балашов.
Несмотря на минимальную высоту, сложность прыжка, он сумел приземлиться на футбольное поле под аплодисменты изумлённой публики, после чего подарил букет цветов капитану команды «Динамо». Прыжок был совершён с высоты всего восемьдесят метров!
В последствии в 1935 году Балашов «за высокое личное мастерство в парашютном деле и внедрение парашютизма в массы» даже получил «Орден Красного Знамени» (и это в возрасте 24 лет в мирное время!). А дальше началась страшная война...
В 1941 году спортсмен стал инструктором школы диверсионных групп капитана Ивана Георгиевича Старчака. Он лично сопровождал группы парашютистов при забросе в тыл врага. В какой-то момент остались всего два инструктора на всю учебную базу, которая располагалась на аэродроме «Павлово» под Юхновым в Калужской области.
В начале октября 1941 года произошел прорыв фронта, нацисты были уже вблизи Юхнова. Пять суток отряд советской школы диверсантов успешно держал оборону возле реки Угры и в 20-ти км восточнее, на реке Изверь, ведя кровопролитные бои с превосходящими силами 57-го моторизованного корпуса вермахта, уничтожив большую часть техники и вражеских солдат. Из четырёх сотен осталось менее сорока человек.
На второй день ожесточённого сражения Старчак отправил группу во главе с Балашовым к аэродрому «Павлово». Предстояло выяснить расположение нацистов, предотвратить возможность использования врагом аэродрома.
Вот только аэродром был уже захвачен германскими войсками. Группа лейтенанта Петра Балашова не просто с боем отбила аэродром, но и вывела из строя вражеский истребитель, предварительно захватив из его кабины папку с ценными картами. Быстро оценив обстановку, командиром группы диверсантов было принято решение доставлять немецкие карты в Москву, использовав находящийся на аэродроме единственный более менее исправный самолёт - тяжёлый фронтовой бомбардировщик ТБ-3. Вот только взлетать приходилось уже с вражеской территории, и управлять самолётом умел только сам Пётр Балашов, да и то с опытом всего пары десятков часов на фанерном «Кукурузнике» ПО-2 (У-2), а тут предстояло управлять уже целым бомбардировщиком. На удивление при данных обстоятельствах взлететь удалось сразу, а вот посадить тяжёлую машину на аэродроме в Тушино получилось только с пятого захода.
Самое интересное, что за этот подвиг лейтенанта Балашова сначала даже не наградили, уж очень неудобной была ситуация. По протоколу бомбардировщики ТБ-3 при эвакуации лётного и технического состава аэродрома необходимо было уничтожить, а их попросту бросили, не успев этого сделать. Но по совокупности героических поступков свой второй Орден Красного Знамени уже будучи старшим лейтенантом штурмовой авиации на Ленинградском фронте Балашов Пётр Павлович всё-таки в конце 1942 года получил. К тому моменту это уже был опытный лётчик с 217 ночными боевыми вылетами на самолёте ИЛ-2 с целью бомбардирования войск и техники противника.
За это время Пётр Балашов в период пребывания на Волховском фронте с 20.06.1942 - 31.07.1942 г. и на Ленинградском фронте с 01.08.1942 - 07.12.1942г. показал себя отважным и искусным воздушным бойцом, выполнив множество порученных задач.
В одном из таких боевых заданий, как рассказывал Балашов своим родственникам, он вступил в воздушную схватку с двумя немецкими "Мессершмиттами" и вышел из боя победителем, уничтожив и повредив самолёты противника. В следующий раз Пётр попал под зенитный обстрел, был подбит и ранен в руку. Понимая, что до линии фронта не дотянуть, Пётр Балашов решает посадить свой повреждённый ИЛ-2 на вражеский аэродром и попробовать воспользоваться ночной неразберихой, что в итоге и удаётся. Пётр Павлович пересел в Me-109 и сумел взлететь. Вдогонку были посланы немецкие истребители, но дерзкому и удачливому лётчику Балашову на захваченном "Мессершмитте" от них получилось уйти.
Конечно, официальную версию сильно подкорректировали. За оставленное военное имущество, и попытку сдачи в плен ( а именно так могли трактовать действия лётчика), в годы войны полагался расстрел. Пётр Балашов объяснил свой поступок тем, что не знал, что садится на вражеский аэродром, лишь после произошедшего сориентировался по фашистским крестам и сразу дал дёру. Сотрудники НКВД раскручивать историю не стали, хотя могли бы...
Следует сразу заметить, что вся данная история про угон "Мессершмитта" с немецкого аэродрома написана исключительно со слов и рассказов родственников Балашова, проживающих до сих пор в с. Ижевском Спасского района Рязанской области. Требуется серьёзное изучение и сопоставление фактов. Я допускаю, что, возможно, в этом случае могут не совпадать реальные даты или быть слегка приукрашены произошедшие события, но такие истории на пустом месте не рождаются, и зерно истины там должно безусловно присутствовать.
В имеющемся в открытом доступе описании подвига и заслуг Балашова Петра Павловича при представлении его к награде Ордена Красного Знамени, можно заметить, что уж очень подозрительно похожи детали вышеуказанного семейного предания Балашовых и эпизодов, зафиксированных в официальном документе. Так что, скорее всего история про позаимствованный "Мессершмитт" с вражеского аэродрома советским лётчиком П.П. Балашовым является правдой. А значит угон самолёта из-под носа немцев был не единственным в карьере Петра Павловича!
Но вернёмся к нашему герою. Лётчик Пётр Балашов после выписки из госпиталя в период с 10.08.1943 - 02.01.1944 г. продолжил пилотировать самолёты и воевать уже на Курском направлении. Погиб осенью 1944 года на Кавказе в результате аварии, когда перегонял из Турции американские бомбардировщики "Бостоны" по программе ленд-лиза. При низкой облачности была плохая видимость, и самолёт разбился в горах. Похоронили членов экипажа в Махачкале.
Вдову Петра Павловича - Аду Балашову арестовали по делу Аллилуевых спустя три года. У Балашовых был сын Феликс, который окончил высшую школу КГБ, а далее связь с ним, к сожалению, была утрачена.
Страна должна знать своих героев! Никто не забыт, ничто не забыто!
Автор статьи: Денис Шибаев
Источники:
1) Статья Андрея Меркунова "История о том, как лётчик Балашов угнал у немцев Мессершмитт", опубликованная на канале Яндекс Дзен "Свой музей за 1000 рублей";
2) Материалы, представленные Юрием Дунаевым в комментариях к статье Андрея Меркунова "История о том, как лётчик Балашов угнал у немцев Мессершмитт", опубликованной на канале Яндекс Дзен "Свой музей за 1000 рублей";
3) Материалы сайта "Память Народа";
4) Рассказы родственников Петра Павловича Балашова о его жизни, подвигах и судьбе;
5) Информация из группы "Мы Балашовы" в социальной сети "ВКонтакте"