27 июня 2020 года вступили в действие новые карты общего сейсмического районирования (ОСР-2016) России, которые в ряде случаев повысили, но в большинстве случаев понизили сейсмичность территорий нашей страны.
Это вызвало очень неоднозначную реакцию как строителей, так и людей, более или менее разбирающихся в вопросе. Чтобы помочь понять нашим читателя складывающуюся ситуацию, мы попросили прокомментировать ее известного специалиста, доктора наук, профессора Германа Сергеевича Шестоперова.
По его словам, по сравнению с картами ОСР-2015 сейсмическая опасность на картах ОСР-2016 понижена для некоторых столиц республик в составе Российской Федерации (Грозного, Кызыла, Махачкалы, Назрани, Нальчика, Черкесска, Якутска), центров краев и областей (Благовещенска, Иркутска, Магадана, Мурманска, Петропавловска-Камчатского, Ростова-на-Дону), города федерального значения Севастополя, многих курортных, спортивных, логистических, культурно-исторических и районных центров (Анапы, Буйнакска, Дербента, Красной Поляны, Новороссийска, Сочи, Тамани, Туапсе и др.). Нормативная сейсмичность понижена на один-два балла, что соответствует уменьшению сейсмической нагрузки при проектировании сооружений в два-четыре раза.
При этом для некоторых крупных городов нормативная сейсмичность повышена. К этим городам относятся Симферополь, Керчь, Ставрополь, Южно-Сахалинск и др.
Разрушительные землетрясения и вызываемые ими вторичные воздействия (оползни, сели, цунами, пожары, аварии на промышленных предприятиях и на дорогах) приводят к гибели от нескольких десятков тысяч до ста и более тысяч человек (КНР не менее 87 тысяч человек, 2008 г., Гаити около 220 тысяч человек, 2010 г., Япония более 20 тысяч человек, 2011 г.), нарушают транспортную доступность района стихийного бедствия, сохранение которой необходимо для выполнения спасательных работ.
Экономические потери в промышленно развитых странах от разрушительных землетрясений составляют в отдельных случаях до 100 и более миллиардов американских долларов. В связи с этим в США и в Японии строительные нормы периодически пересматриваются в сторону повышения сейсмичности территорий и ужесточения требований к сейсмостойкости новых сооружений. Значительные ресурсы выделяются на повышение сейсмостойкости существующих объектов.
Занижение сейсмической опасности на картах сейсмического районирования прошлых лет для некоторых районов Российской Федерации и других республик, входивших в состав СССР, неоднократно также приводило к очень тяжелым социальным и экономическим последствиям (Туркмения, 1948 г., Дагестан, 1970 г., Узбекистан, 1976 г. и 1984 г., Армения, 1988 г., Сахалин, 1995 г. и др.).
Исходя из отечественного и мирового опыта строительства и эксплуатации объектов жизнеобеспечения населения, можно считать, что радикальное уменьшение сейсмической опасности на картах ОСР-2016 по сравнению с ранее действовавшими картами ОСР-97 и ОСР-2015 создает угрозу для сейсмобезопасности населения и отрицательно повлияет на эффективность спасательных работ в районах будущих разрушительных землетрясений.
Повышение на картах сейсмической опасности вызывает необходимость усиления ранее построенных сооружений. В России такие работы проводились при капитальном ремонте железнодорожного вокзала в г. Сочи, усилении опор виадука через долину р. Чемитоквадже, моста через реку Мзымту в г. Адлере и некоторых других объектов. В США после разрушительных землетрясений 1971, 1989 и 1993 гг. выполнялись работы по обследованию и усилению многих сотен мостов в Калифорнии, в том числе внеклассных мостовых переходов через залив Сан-Франциско.
В результате работ по усилению конструкций возможно повышение сейсмостойкости отдельных объектов до уровня 9-балльных сейсмических воздействий при наличии соответствующих специалистов и материальных ресурсов. При необходимости повышения сейсмостойкости сотен объектов работы по их усилению продолжаются в течение длительного времени и требуют вложения значительных материальных ресурсов. Поэтому повышение нормативной сейсмичности на картах ОСР должно предваряться экспертизой обоснованности предлагаемых изменений и технико-экономическим анализом их последствий.
Читайте подробнее об этом в статье Г.С. Шестоперова в журнале "ГеоИнфо". ЧИТАТЬ.