НАПРЯЖЕННЫЙ И ПУГАЮЩИЙ ТРИЛЛЕР ОЗНАМЕНОВАЛ ВОЗВРАЩЕНИЕ В ОБРАЗ ХОЗЯИНА УЖАСА И УВИДЕЛ ЕГО НА ПИКЕ - ИЛИ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, НА КРЕЙСЕРСКОЙ ВЫСОТЕ - ЕГО ГРОЗНОЙ СИЛЫ
После череды ранних разочарований в начале 2000-х годов маэстро ужасов Уэс Крейвен выпустил аэротриллер "Ночной рейс" (2005 год). Он был признан более хитрым, чем среднестатистический, искусно сделанный в то время триллер о террористах - двух незнакомцах, которые встречаются в самолете, один из них - специальный сотрудник отеля, другой - мрачный представитель в костюме с секретной и страшной миссией - он стал последним фильмом режиссера. И тем не менее, фильм был в значительной степени забыт многими и редко упоминается среди лучших работ Крейвена. Легко понять, почему: Режиссер является синонимом Фредди и "Лицо-призрака", а также жестоких 70-х и 80-х; "Ночной рейс" во многом был обычным триллером, хорошо выполненным, хотя бы в малой степени, с небольшим количеством фирменных знаков Крэйвена - по крайней мере, на поверхности. Посмотрите внимательнее, и в фильме повсюду кровавые отпечатки пальцев режиссера, от его способности умело читать и отражать текущие страхи народа, до его тонкой работы с молодыми актерами на сцене.
Пришло время вспомнить "Ночной рейс" за то, что он является одним из лучших произведений мастера интриги.
ОН СТАЛ ТРИУМФАЛЬНЫМ ВОЗВРАЩЕНИЕМ ЛЕГЕНДАРНОГО РЕЖИССЕРА
Любители ужасов по праву почитают Уэса Крейвена как легенду, мастера ужасов, человека, который подарил нам такие культовые и определяющие жанр работы, как "Кошмар на улице Вязов", "Крик" и "У холмов есть глаза". Но в 40-летней карьере среди хитов всегда будут промахи, а фильмография Уэса Крейвена примерно такая же ухабистая, как и путешествие по пустыне. (Помнишь "Вампира в Бруклине"? Или "Забери мою душу"? Или "У холмов есть глаза 2"? Помним.)
Режиссер проделал особенно трудный путь после успеха фильма "Крик 2" и в 1999 году получил "Оскар" фильм "Музыка сердца" - серьезная вдохновляющая драма с участием Мерил Стрип в главной роли. В 2000 году он выпустил "Крик 3", первую и единственную "гнилую" запись в этой франшизе, и вслед за этим - "Проклятие" - попытку Крейвена и писателя "Крик" Кевина Уильямсона возродить жанр "оборотней"...сделав "Крик" плагиатом". (Производство было полным бардаком в проекте, во многом благодаря вмешательству Вайнштейнов, и это видно).
К 2005 году единственный путь для Крейвена был вверх, и - метафора самолета - "Ночной рейс" позволил ему взлететь. Освобожденный от студийного вмешательства и непреодолимых ожиданий - его не просили закрыть любимую трилогию или дать толчок новому поджанру возрождения - Крейвен привнес свой грозный талант интриги в умный и самодостаточный сценарий Карла Эллсворта, а также показал свою часто не исполняемую способность получать все лучшее от молодых актеров. Критически прославленный как один из самых напряженных и нервных триллеров за многие годы, "Ночной рейс" стал напоминанием о том, что у мастера все еще хватает сноровки к ужасу - неважно, на какой высоте он находится.
ОН ОСНОВАН НА ДВУХ ВЕЛИКИХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ
Свидетельством мастерства Киллиана Мерфи как актера является то, что мы не отпускаем его - или фильм. Мы узнаем, что его злодейского персонажа зовут "Джексон Риппнер". Мерфи, чье появление в 2005 году в роли Пугала в фильме "Бэтмен: Начало", завораживает загадкой. Когда он флиртует в очереди на регистрацию и за напитками в баре аэропорта, а когда сценарий переворачивается, он совершает плавный переход к чистой угрозе. Рэйчел МакАдамс , только что закончившая сниматься в "Дневнике памяти", демонстрирует ту же стойкость и смелость, которые полюбились зрителям в этом фильме, когда она сталкивается с совершенно другим мужчиной-преследователем. Как и Риппнер, ее Лиза преображается, когда самолет мчится к Майами: от измученной дочери, позволяющей себе немного повеселиться, до испуганной добычи и, в конечном счете, находчивой девушки, Макадамс дополняет каждую ноту. К тому времени, когда фильм превращается в Крик - как в его финале , посвященном дому, - или поднимается к нему, в зависимости от ваших вкусов, вы обнаруживаете, что болеете за нее окровавленную, покрытую синяками, но все еще стоящую Сидни.
ОН ИДЕАЛЬНО ПЕРЕДАЕТ КОШМАР ПУТЕШЕСТВИЯ ПОСЛЕ 11 СЕНТЯБРЯ
Крейвен был экспертом, когда речь заходила об идеальной инкапсуляции страхов эпохи, и "Ночной рейс" не является исключением. Полет в годы после 11 сентября стал источником серьезной тревоги для многих американцев, на мозгах которых еще свежо выгравированы образы того трагического дня. Это беспокойство подпитывалось на протяжении 2000-х годов сообщениями о неудачных попытках террористов - одна из первых неудачная бомбардировка обуви Ричарда Рида - с участием коммерческих рейсов и аэропортов. Ощутимый национальный страх вокруг авиаперелетов привел ко многим вещам: Отнимающие много времени меры безопасности, с которыми мы сталкиваемся во время полетов; ужасное расовое профилирование со стороны пассажиров и властей; и, конечно, несколько фильмов, которые пытались снять этот страх перед кинематографическими острыми ощущениями.
В 2005 году "Ночной рейс" сделал именно это, вместе с более крупным бюджетным планом полета, с Джоди Фостер в главной роли матери, которая просыпается в середине полета, чтобы обнаружить, что ее шестилетняя дочь исчезла. (Примечание автора: Во время полета в 2005 году меня разбудила Джоди Фостер в середине полета, слегка ударившись плечом, когда она отвела своего ребенка в туалет). Но "Ночной рейс" был более успешным из двух, критичным, если не коммерческим, потому что он ударил по нервам сильнее и прямее. Там, где сюжет был сложным, запутанным и сфокусированным на заговоре, "Ночной рейс" родился непосредственно из очень простых вопросов, которые многие путешественники стремительно задавали себе, занимая свои места: С кем я сижу рядом? Что, если я на этом рейсе? Буду ли я сопротивляться?
Фильм также содержит более глобальные ужасы современных воздушных путешествий, с оттенками жесткой критики - "Летать так весело в эти дни!". - одна из самых реалистичных визуализаций в кино. Просто наблюдая за тем, как Лиза прижимается к коридору, в то время как другие пассажиры сами втискиваются в салон, переполняют пространство,, вытягивая коробку с лапшой... Я дрожу каждый раз.
ЭТО НЕ СЛИШКОМ ЗАВУАЛИРОВАННЫЕ РАСКОПКИ В КОРПОРАТИВНОЙ АМЕРИКЕ
В каком-то смысле "Ночной рейс" - это игра в кошки-мышки между психопатом-террористом и находчивой девушкой, в другом - это два винтика в двух разных корпоративных машинах, пытающихся удовлетворить своих работодателей и встать на пути друг друга в процессе. Потому что в этом и заключается суть того, что делают эти два персонажа: Лиза, вечно трудящийся работник, которая видела, как ее отель и клиенты постоянно решают проблемы, готова рисковать жизнью собственного отца, чтобы не нанести вред ни тому, ни другому; Джек - менеджер среднего звена, который получил задание - заставить Лизу поменять номер - и ни перед чем не остановится, чтобы клиент остался доволен. Клиент просто оказывается какой-то террористической организацией.
Джек, в частности, становится своего рода маниакальным воплощением корпоративной культуры "сделай сам" - он в некотором роде ножевой вариант банкира с Уолл-стрит - и в какой-то момент склоняется к тому, чтобы сказать Лизе, что они могут быть не такими уж и разными. "Я никогда не лгал тебе, Лиза", - говорит он, когда она борется за воздух. "Знаешь почему? Потому что это не служит мне. Мы оба профессионалы. У нас есть воля и средства, чтобы довести дело до конца. Потому что, когда мы этого не делаем, наши клиенты недовольны. А когда нет, мы страдаем, и наши жизни уходят на..." Клянусь, я прочитал это где-то в корпоративном учебном пособии...
ФИНАЛ ЧОКНУТЫЙ, ХОРОШИЙ, ПОЛЯРИЗАЦИОННЫЙ И ДЕРЗКИЙ
В момент выхода триллера на экраны, ряд критиков указывали на то, что финал триллера выходит за рамки дисциплинированного фильма; когда самолет приземляется, интрига Крейвен, созданная в фюзеляже, меняется на тщательно продуманную последовательность погонь, которая ведет нас через аэропорт и, в конце концов, к дому отца Лизы, где Риппнер хватает нож и накладывает на нас все "Лицо-призрак". Там за стенами прячутся люди и скрипят двери. Все это немного нелепо.
Почему это работает? Потому что при всей своей язвительной добыче страхов после событий 11 сентября, "Ночной рейс" обладает нелепым видом прямо с места событий. Все в фильме поднято до почти сюрреалистичного уровня: Думайте, что Джейма Мейс - ужасно потрепанный администратор отеля; Колби из "Выжившего" - карикатурный стоический телохранитель; почти каждый второй пассажир в полете, как будто вырванный из сюжета; и сам террористический сюжет в целом. Как раз тогда, когда вы думаете, что государственный чиновник переехал в пентхаус, чтобы террористам было легче взорвать его комнату ракетой класса "земля-воздух", напрягает доверчивость, сказал террорист, вытаскивая свою ракету из воды с помощью... нескольких обычных удочек.
Кульминация фильма становится слишком сложной, только если ты не обращаешь внимание на сам фильм. Он чрезмерен, и, да, в нем есть не только отголоски предыдущей работы Крейвена, но и релиз; режиссер воздерживается от более жесткого, аккуратного, тонкого финала, чтобы дать зрителям то, что они хотят, делая еду из напряжения, которое он построил на протяжении всего и, бросая на второе десерт из порезов - это весело только потому, что он может.
Это еще одна захватывающая вещь в этом финале. Он напряженный, страшный и вкусный. После двух общественных неудач, и с его способностью вытряхивать из нас кожу, режиссёр дает нам 15 минут того, что он делает лучше всего, напоминая нам, что он действительно все еще мастер своего дела.