Найти в Дзене
Hlas'no

Ряд и подъём - о классификации гласных (поэзия)

Оглавление

Доброго времени суток, читатели! Мы с вами продолжаем разбираться в сложностях создания поэтических произведений, и, как не сложно догадаться, поговорим сегодня о гласных звуках.

В прошлом статье я мельком указал на важность построения поэтического произведения с учётом фонетической композиции на примере рифмы. Естественно, важным фактором в рифме является совпадение используемых букв и буквосочетаний, но не стоит забывать о том, что стихотворение должно быть озвучено, иначе можно столкнуться с очень неприятным казусом - "А рифма-то не звучит!".

Так о чём речь?

Кроме совпадающего места ударения в рифмующихся словах, необходимо также максимально тщательно следить за соседством гласных звуков (о согласных напишу в другой статье). На примере таблицы ниже мы можем увидеть, что есть целых три варианта классификации гласных звуков: по ряду, по подъёму и по лабиализации.

Таблица классификации гласных. Довольно подробная, кстати.
Таблица классификации гласных. Довольно подробная, кстати.

Первые две классификации рассматривают положение языка в полости рта при воспроизведении гласного звука, а лабиализация - участие в этом процессе губ.

Ряд

Ряд характеризует горизонтальное положение языка при произведении гласного.

К переднему ряду (язык ближе к зубам) относятся гласные И, И с призвуком Э, Ы с призвуком Э, Э и редуцированный гласный, обозначаемый Ь (он называется "ерь", а не "мягкий знак", проявляется после мягких согласных). Важность редуцированных звуков проявляется только при переводе слова/предложения/текста в транскрипцию, чаще всего для изучения особенностей языка жителей той или иной местности, потому в данной статье больше затрагивать тему редукции гласных я не стану.

К среднему ряду относятся гласные Ы, редуцированный Ъ ("ер", только после твёрдых согласных), А и ещё один редуцированный, обозначаемый как ^ (этакая "крышечка"). Задний ряд (язык ближе к гортани) отбирает для себя единственные лабиализованные гласные нашего языка - У и О.

Подъём

Подъём характеризует вертикальное положение языка при произведении гласного.

К верхнему подъёму (ближе к нёбу) относятся гласные И, Ы, У; причём в разных фонологических школах по разному определяют количество основных фонем - в Ленинградской их пять (подразумевается, что фонема Ы является вариацией фонемы И, поскольку не может находиться в начале слова, за редким исключением).

К среднему подъёму относятся гласные Э, О и большая часть редуцированных (см. таблицу), а нижний подъём полностью отдаётся во власть гласной А (и "крышечке" ^, которая, по сути, является редуцированной А или О, то есть не под ударением, но об этом я вам не говорил :-))

Ну и зачем нам всё это?

Ну вот, наконец-то с этим разобрались, теперь можно сказать о том, зачем вообще вам следует разбираться с подобными вещами, если вы хотите научиться хорошо работать над составлением своих поэтических произведений. Естественно, никто не отменяет поэтического вдохновения, "важности" рифмы и так далее, но даже в этом случае важным фактором является созвучие гласных в произведении, поскольку они и формируют ритмическую структуру стихотворения, подразделяясь на ударные и безударные, то есть конкретно выделяя сильные части слов/строк/стихотворений, делая акцент на них. Про стопы, ритмику и согласные звуки поговорим в другой раз, сейчас у нас гласные звуки.

Первое, что мне приходит на ум, когда я думаю про созвучие гласных в стихотворениях, это "товарное соседство". Есть такое понятие в торговле пищевыми товарами. Суть его состоит в том, что никогда не нужно в одном отделе магазина или склада укладывать рядом такие товары, которые могут "пропитать" запахом другой товар. Например, рыбу и хлеб. Рыбе-то ничего не станет, а вот хлеб уже перестанет соответствовать стандартам качества, и его останется только выбросить. Вы замечали когда-нибудь в магазинах то, где именно и на каком расстоянии друг от друга находятся товары разных категорий? Почему мясо редко находится рядом с овощами и фруктами, почему бытовые товары типа стиральных порошков не расположены возле холодильников с пельменями? Эти товары потеряют товарный вид при таком соседстве.

То же самое относится к звукам в составе произведения. Если О и А, будучи довольно близкими друг другу звуками, окажутся в одной безударной позиции в рифмованных словах, то ничего страшного с ними и стихотворным произведением не станет.

Сравните:

"И пал один, и пал другОй,
И нет нам мира, друг ты мОй!"
- звук О не может в данном случае, будучи под ударением, быть заменённым звуком А. Попробовать можно, но ничего хорошего из этого не выйдет:

"И пал мой друг, ушёл на днО!
Я не смогу смотреть на мАй..."
- без комментариев.

И безударные позиции:

"Как только выжить мОжно?
Кричи: "Какого рОжн
а?" - в данном случае смотрим мы на последний безударный слог обеих строк, где видим и слышим, что совершенно не обязательно полностью повторять звук О из первой строки, поскольку он редуцируется и фактически совпадает со звуком А из второй строки.

То же касается и других гласных звуков. О вполне близко к У (оба лабиализованные), Е совпадает с И ("в течение" и "в течении" - боль многих учащихся), И=Ы, И=Э (отсюда и все эти И, Ы с призвуком Э), Э=Е (по сути, звук-то один, просто с дополнительной преградой, то же касается и вариаций Я=А, Ю=У, Ё=О), Ы и А (в транскрипции слово "Язык" выглядит как [j'ызык] - "язык-л[^]зы", звучит очень близко, ряд одинаковый).

С этим, вроде бы, всё ясно, и ясно было до выведения в отдельной статье. Так почему же тогда это так важно?

Ответ прост:

Стихотворение - это гармония эмоции с выражением её в голосе, звуке, фонеме. Дисгармония уничтожает поэзию, а порядок в поэтическом произведении позволяет достичь намного больших результатов по передаче своей мысли, своего чувства и мироощущения читателям и слушателям через гармонию стиха, особенно через едва заметные, часто совсем не замечаемые фонетические грани. Легко связать в псевдорифму слова "палка-селёдка", но где же тогда гармония, где красота, где поэзия?

Целью данной статьи было показать важность гласной фонемы не просто как самой малой единицы звучащей речи, но как основополагающей части поэтического произведения. Это тот самый кирпичик в стене, который, если его неправильно положить, развалит всю стену. Так и не та фонема не в том месте разрушит весь строй произведения, и вместо личного шедевра у вас будет в руках лишь невзрачное его подобие. Пожалуйста, не пренебрегайте моим советом. Потратите вы на свои неудобные строчки совсем немного времени, но это будет и вам, и вашему произведению лишь на пользу.

Удачи тебе, читатель и, возможно, коллега, на ниве поэтических работ!)