Наверное, у каждой мамы хоть раз наступал момент отчаяния. Когда понимаешь, что дома - настоящее засилье игрушек.
И они просто повсюду - в каждой комнате, даже в прихожей и в туалете. Ощущение, что задыхаешься от присутствия игрушек на полу, на полках, на диванах…😰
Было у вас такое?
У меня было. И тогда я решила отправиться на поиски удобной для нас системы хранения. Делюсь своими находками: выбирайте, комбинируйте, вдохновляйтесь и живите дружно с любимыми игрушечками!
Философия тут простая: у каждой вещи - свое место! Ну вот прямо у каждой!
Не так, что: куколки - тут, машинки - тут, а вот эта мелочь… Ну, не знаю, пусть пока полежит здесь…
Если у вещи своего места нет, она будет всюду. И всюду она будет лишней и мешающей. Поэтому для каждой игрушечки нужно определить её собственное место, а начинаем это делать с…
Шаг 1. Расхламление
Сперва наперво выбрасываем все, что:
- сломано. Представляет угрозу для ребенка: царапается, режется, колется и т. д., и не подлежит починке. А если подлежит, но вы точно знаете, что не будете этим заниматься - выбрасываем. Если жалко вот так прямо в контейнер бросить - оставьте пакет рядом, а вдруг кто-то любит винтажные игрушки?
- Порвано. Книжки, которые уже почти "съедены", кукольные платья а-ля "золушка", мягкие игрушки скатавшегося вида, давно не поющие, безглазые и бесхвостые.
- Сухие фломастеры, сломанные мелки, короткие карандаши, исписанные альбомы и т.п.
А теперь в 3 больших пакета:
Пакет 1. То, во что ребенок не играл, и, очевидно, не собирается. Какие-то случайные игрушки, купленные на кассе, неудачные подарки. Все, что не выполняет своего назначения - играть. Этот пакет можно отдать в Красный крест, в комиссионный магазин, выложить в группу на обмен.
Пакет 2. То, что сейчас стало не интересным, потому что новые игрушки более привлекательны. Этот пакетик мы прячем подальше в шкаф, на балкон, в кладовку. На месяц или 2.
🔥Кстати, можно такими пакетами на время меняться с друзьями - вы пакетик им, а они - вам. Потом поменялись с другими. Так у детей всегда будут новые интересные игрушки, а вам не нужно все время тратиться на покупку новых забав. Так же поступаем и с книжками😉
Пакет 3. Игрушки не по возрасту
И здесь может быть 2 варианта:
- Ребёнок вырос из этих игрушек, они ему уже не интересны. Эти можно прибрать до появления младших деток, либо отдать кому-то, кто в них нуждается.
- Игрушка куплена, но ребёнок ЕЩЁ не может оценить её, понять суть игры и применить в деле. Уберите из доступа. Доставайте её лишь тогда, когда вы сами включены в игру ребёнка, и у вас есть время показать, как это использовать, научить играть и обыгрывать, появилась идея, как заинтересовать ею малыша.
Шаг 2. Сортировка
Здесь вы определяете, по какому принципу будете хранить игрушки.
💪Мне нравиться тематическое хранение:
-куклы и их атрибуты,
-фигурки животных,
- машинки,
- головоломки и мини-игры.
У нас много коробочек по обучающим темам : море, животный мир, география, история, Россия, сказки, математика, чтение и т.д. В них может быть все, что угодно: фигурки, книжки, раскраски, дидактические, настольные игры. В один день - одна коробочка, а игр - множество. Прокачиваем знания в одной теме, развиваем мышление, навыки и умения.
У вас может быть своя тематика.
⛔Главное правило пользования такой системой: новую коробочку доставать нельзя, пока игрушки из предыдущей дети не сложили на место. Игрушки в коробке? Крышка закрыта? - Отлично! Можно доставать другую!
👍Другой способ сортировки: у каждого ребёнка по 2-3 собственные коробочки. В них - ассорти из игрушек. 1 коробочка - в пользовании, 2 другие - спрятаны. Ребёнок играет с одними игрушками, а через неделю (например, по субботам) коробочки меняются - активную убираем, а другую достаём.
⛔Здесь важно установить такое правило: никто в спрятанные коробочки в течение недели не заглядывает! Ну и что, что там пожарная машинка. Проявил фантазию, преврати грузовик в пожарную машину, а человек-паук будет пожарным. Ну и что, что там осталась тарелочка для куколки - возьми деталь от конструктора, пусть она будет сейчас тарелочкой.
✔️Конструкторы, книги и раскраски, пластилин и краски, цветную бумагу лучше всегда держать под рукой. Это универсальные и очень полезные забавы. С их помощью ребёнок максимально реализует свои творческие задатки и развивает необходимые навыки вместе с терпением, вниманием и усидчивостью.
Шаг 3. Способ хранения
Его выбираем исходя из того, что позволяет вам пространство. Мир предлагает нам великое множество вариантов хранения игрушек:
- корзинки и мешочки,
- контейнеры и коробочки,
- комодики,
- кармашки и даже сундуки.
Учитывайте возраст ребёнка при хранении игрушек.
✔️Малышам и дошкольникам игрушки необходимо видеть. Если они лежат в закрытом шкафу, ребёнок не будет проявлять к ним интереса. Поэтому отдавайте предпочтение открытому способу хранения: на стеллажах и полках в прозрачных контейнерах и корзинах без крышек.
Исключение составляют только те игры, в которых есть мелкие детали и которыми малыш может пользоваться только под вашим присмотром.
Если в доме есть большой и маленький ребёнок, то игрушки старшего лучше держать повыше - там, где маленький не достанет. Особенно, если это игрушки особенно ценные, милые сердцу, хрупкие и т.д. Если мы проявляем уважение к вещам и личному пространству старшего ребёнка, он учится понимать границы - свои и чужие, научается поступать бережно с вещами других членов семьи.
Это же касается красок, фломастеров, ножниц и других атрибутов для творчества. Но, опять таки, все это должно быть там, где вы можете быстро достать, когда ребёнок захочет творить. Возможно, даже в нескольких комнатах сразу - у нас так и получилось: стаканчики с карандашами в каждой комнате, и даже в кухне, чтобы ребёнок мог творить там, где на него снизошло вдохновение. Но достаточно высоко, чтобы творчество малыша самовольно не перешло на стены и проч.
Книги тоже лучше держать в открытом доступе, особенно те, что для ребёнка актуальны прямо сейчас. Если вам важно, чтобы ребёнок общался с книгой и любил читать, то книги должны быть у ребёнка на виду всегда. Книги тоже можно менять местами: например, 10 на виду/ 10 в шкафу, а через месяц поменяли.
Для хранения:
- дидактических игр из картона,
- деревянных игрушек в рамках (вкладыши, рыбалки, головоломки, пазлы),
- материалов для творчества,
- мелких игрушек
прекрасно подходят папочки на замочках. Сам замочек - уже развивающая игра для ребёнка. В папках игры занимают меньше места, чем в коробках и их удобно хранить на полке книжного шкафа.
Шаг 4. Поддержание
Все шаги нам нужно будет проходить не один раз для поддержания порядка.
📅Сколько времени вы готовы этому посвятить :
- в день,
- в неделю,
- в месяц?
Напишите себе, сколько времени у вас есть на это дело. На самом деле, убрать игрушки, когда точно знаешь, где их место - это быстро и просто, даже если вещей много. И, конечно, подключайте к этому процессу детей!
⏳Есть хороший приём, который работает даже с маленькими детками: уборка по таймеру. Ставим таймер на 5-10 минут, в зависимости от возраста детей. И уборка длится ровно столько времени и ни минуты больше. Сколько успели убрать - столько и успели. Возможно, останутся неубранными книжки или конструктор, но что-то дети точно успеют собрать, причём сами!
Или используйте соревновательный момент: кто соберёт больше всех игрушек, тот выбирает сказку перед сном!
Для поддержания порядка хорошо обговорить со всеми членами семьи несколько правил и заручиться согласием каждого эти правила соблюдать:
- определить место вещи и договориться, что она лежит именно там,
- найти хозяина вещи - он и будет ответственным за то, чтобы вещь каждый день находила свой "домик",
- общие игрушки складываем вместе,
- вопрос смены коробок, книг и обмен пакетами с друзьями. В последнем - определить вместе с ребёнком, какими своими игрушками он согласен временно поменяться,
- определить место для игр. В некоторых семьях деткам можно играть только в детской и не разрешается выносить игрушки в общие комнаты. А у кого-то нет отдельной комнаты, поэтому нужно организовать уголок для детских игр, где ребёнок может погрузиться в свой волшебный мир, зная, что это его безопасная территория и там он может чувствовать себя творцом и хозяином. А кому-то можно играть везде. Но тогда можно ввести дополнительное правило: нельзя уйти играть в другую комнату, не убрав игрушки в первой.
- определите, сколько раз вы можете проводить "генеральное расследование". Может, раз в месяц, раз в квартал или раз в полгода. Чтобы основательно пройти шаг 1, проанализировать, насколько удобна ребёнку и вам выбранная сортировка, насколько функциональная ваша система хранения, работают ли ваши семейные правила.
Ищите, пробуйте, придумывайте свое. Сделайте пребывание в доме удобным, комфортным, вдохновляющим для себя, для деток, и, конечно же, для игрушек.