В конце XVII — начале XVIII веков в Плёсе рядом с Волгой появляется деревянная церковь Святой Великомученицы Варвары. В 1821 году постройка становится белокаменной. Улица, на которой стоит этот храм, как и многие другие улицы города, носит два названия: Варваринская и Урицкого. Левитан, вдохновлённый живописным видом на русскую реку и Варваринскую церковь, написал одно из самых известных своих полотен «Золотой плёс». С тех пор мало, что изменилось во внешнем виде церкви. В отличие от богатого убранства колокольни, храм Святой великомученицы Варвары лаконичен и прост. Стиль церкви искусствоведы называют классицизмом. Двусветный четверик с четырёхскатной кровлей завершает пятиглавие. Купола с перехватом расположены далеко друг от друга на узких гранёных барабанах. После реставрации центральная главка основного объёма и купол колокольни стали позолоченными. Апсида чуть вытянута по оси, проходящей через все строения. Таким образом, алтарная часть приобретает форму суженного полуовала. Тра