Одним из существенных аспектов в воспитании личности христианина в представлении священноисповедника Романа Медведя было соотношение христианской личности и культуры, которая была создана людьми предшествующих поколений, причем не только в области светского, но и богословского наследия. Он уловил важную для своей эпохи черту, когда современники оказались не способны усвоить то наследие, которое выработали предшествующие поколения, а следовательно, не могли и прибавить к нему свою лепту как нечто созидательное.
«Достойное и полное усвоение исторического наследия — дело нелегкое. Богатствами, добытыми усилиями предшествующих поколений, современное поколение далеко не владеет; громадное большинство об этих богатствах даже не имеет понятия, — писал отец Роман. — Мы похожи на беспечного наследника громадных поместий, библиотек, художественных ценностей, который точно не знает, что у него есть, и потому не учтенное может быть свободно расхищаемо всякими прохожими и без ремонта и правильного употребления теряет свою ценность. По отношению к унаследованному прежде всего необходимо иметь точную опись; во-вторых — живое хранение. Христианство требует от человека, чтобы он был подобен мудрому хозяину, у которого ничто не теряется и который одинаково пользуется для выгод хозяйства и новым и старым.
Вторая часть задачи — творческое прибавление к историческому достоянию посильной лепты — хорошо может быть выполнена только после тщательного выполнения первой части.
Творчество и свобода — родные братья. К творчеству способна не рабская душа. Развитие творчества в себе идет рядом с развитием добрых качеств. Душа, придавленная и подавленная, творить не в состоянии. Нежный задаток творчества, сказывающийся в природной склонности к той или другой деятельности, требует и такого же нежного ухода. В деле воспитания других развить индивидуальное творчество и самая трудная, и самая благодарная работа. Дать человеку творчество — значит сделать его воистину свободным, сыном Божиим, а не рабом. Истинное христианство тем и дорого, что отмечает это достоинство в каждом и развивает его».
Из книги: Архимандрит Дамаскин (Орловский). "Бог судил мне быть исповедником. Житие священноисповедника Романа Медведя".