Найти тему
UrbanDzen

Исправляем развязку: предлагаем иные варианты решения проблемы

Оглавление

Сегодня у нас речь пойдёт о том, чем недавно "обрадовали" томичей - о развязке на Транспортном кольце.

Совсем недавно на всеобщее обозрение представили занимательный проект - вместо стоящего кольца должна быть двухуровневая развязка в виде неполного клеверного листа.

Схема предложенной развязки
Схема предложенной развязки
Проектировщики – новосибирская компания "РосИнсталПроект" и Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ) – предлагают построить на Транспортной площади на юге Томска двухуровневую развязку в виде "неполного клеверного листа"; решение было предложено после анализа прогнозируемого транспортного потока, сообщила в понедельник пресс-служба вуза.
РИАТомск

Вообщем, вот так. Ну давайте разберёмся.

Чтобы понимать, что за сыр-бор, необходимо посмотреть на ситуацию: у нас есть несколько стоящих в пробке узлов, два давно проблемных переезда и куча жителей за ними, число которых постоянно увеличивается за счёт строительства новых районов, самый крупный из них - Южные ворота.

Вот такая схема: за переездами находится Степановка, Мокрушинский микрорайон и Южные ворота. Все эти жители ежедневно хотят ехать в центр. Через переезды, конечно. А за ними площадь Южная и Транспортное кольцо, стоящие также хорошо.
Вот такая схема: за переездами находится Степановка, Мокрушинский микрорайон и Южные ворота. Все эти жители ежедневно хотят ехать в центр. Через переезды, конечно. А за ними площадь Южная и Транспортное кольцо, стоящие также хорошо.
Чтобы понимать ситуацию, нужны посмотреть на предыдущие шаги, сделанные на данном фронте. Так, вскоре будет открыта развязка на 76 км, связывающая Коларовский и Богашевский тракты. Также расширена проезжая часть Богашевского тракта до шести полос и строится кольцо у Мокрушинского переезда (уже изменена схема движения). Однако от реализации данных мероприятий лучше не станет, так как весь этот поток с ветерком приедет к Транспортному кольцу, на котором ситуация лучше не стала, а с прибавлением машин там будет только хуже.
Чтобы понимать ситуацию, нужны посмотреть на предыдущие шаги, сделанные на данном фронте. Так, вскоре будет открыта развязка на 76 км, связывающая Коларовский и Богашевский тракты. Также расширена проезжая часть Богашевского тракта до шести полос и строится кольцо у Мокрушинского переезда (уже изменена схема движения). Однако от реализации данных мероприятий лучше не станет, так как весь этот поток с ветерком приедет к Транспортному кольцу, на котором ситуация лучше не стала, а с прибавлением машин там будет только хуже.

Для этого и предлагают там эту развязку. Остаётся вопрос: хорош ли представленный проект и нужна ли развязка вообще?!

На первый вопрос ответ - нет!

Во-первых, данная развязка громоздкая и нечеловечная, она разорвёт городскую ткань, сильно ухудшит качество городской среды и сделает жизнь людей в близлежащих домах невыносимой.

Во-вторых, схема движения развязки имеет точки, которые будут блокировать потоки и создавать пробки. То есть, они строят развязку для борьбы с пробками, на которой будут пробки. Смешно, да!)))

Места, которая будет блокировать потоки.
Места, которая будет блокировать потоки.

В-третьих, с открытием данной развязки поток переедет на следующие перекрёстки. Если сейчас Транспортное кольцо сдерживает поток и пропускает в город столько автомобилей, сколько он может переварить, то с открытием развязки автомобили с ветерком пронесутся через неё и встанут на соседних перекрёстках, которые пропускать больше машин не стали.

Перекрёстки, куда "переедет" пробка.
Перекрёстки, куда "переедет" пробка.

И что вы делать будете? Расшивать эти перекрёстки?! А потом следующие за ними...

Давайте посмотрим на место в Томске, где была схожая ситуация: стоящее кольцо и злые жители. И там решили проблему расширением дороги и строительством двухуровневой развязки. Речь идёт про Пушкинскую развязку.

Там теперь пробок нет. Они переехали на соседние перекрёстки.

Куда переехали пробки с Пушкинской развязки
Куда переехали пробки с Пушкинской развязки

Поток поехал на Пушкина-Яковлева, где ситуация не такая плохая только из-за наличия нескольких светофоров до перекрёстка, которые сдерживают трафик, разбивают его на более мелкие части.

Комсомольская-Сибирская теперь замечательно стоит, особенно в часы пик. Там на пути автомобилистов лишь два светофора до перекрёстка (один из них оснащён кнопкой, так что его влияние на трафик минимальное) на гораздо большем участке дороги.

А Путепровод до ДОСААФа по вечерам окрашен красным цветом, так как поток жаждущих домой сдерживало данное место, а теперь практически ничто не регулирует его.

Так что пробка не исчезает, она переезжает дальше. И это главная причина, почему не нужна в черте города такая развязка.

Так что переходим ко второму вопросу: нужна ли развязка вообще? Ответ - скорее нет.

Вообще, не нужны развязки в черте города, так как они не решают проблему - ликвидации пробки, они передвигают её дальше. Она не украшает город, делает жизнь близлежащих жителей ужасной и обесценивает их недвижимость. Да и жизнь остальных горожан не улучшается.

Как надо решить проблему

Вариант "Отличный": строим трамвай до Южных ворот

Какая у нас стоит задача, которую предложили решить с помощью развязки? Доставить жителей из южных окраин в центр города быстро и без пробок. Так что трамвай - обособленный от иного движения транспорт, способный перевозить до 15-22 тысяч человек за час, хорошо подходит на данную роль.

У нас есть уже линия до площади Южной. Что с ней станет при реализации предыдущего варианта - вопрос открытый, а этот вариант на ней и основывается.

Красным - существующая линия до пл. Южная, зелёным - предлагаемая трассировка.
Красным - существующая линия до пл. Южная, зелёным - предлагаемая трассировка.

Предлагается 4-ёх километровая ветка до микрорайона Южные ворота. Трасса проходит вдоль ЖД ветки до развязки на 76 километре, где проходит под железной дорогой. Затем он проходит по железной дороге, выходит и пересекает кольцо, затем пересекает Континентальную и идёт вдоль неё, до конечной.

Примерно так может проходить трамвай через ЖД линию на развязке на 76 км.
Примерно так может проходить трамвай через ЖД линию на развязке на 76 км.

Стоимость такого проекта может составить 1,2 млрд рублей (примерно 300 млн на километр).

Для сравнения, стоимость развязки на 76 км составляет 1,8 млрд рублей. А уж предложенная развязка на Транспортном кольце явно не будет стоить дешевле.

Вариант "Компромисс": построить развязку здорового человека

Итак, продление трамвая - наилучший из возможных вариантов. Но мне хочется рассмотреть какие-нибудь компромиссные варианты. Строить трамвай вместо развязки для сегодняшней власти и некоторых томичей кажется нелогичным, поэтому есть сомнения в том, что захотят реализовывать этот вариант. Но это действительно реально и этого надо добиваться!)

Поэтому давайте посмотрим на развязку, которая может иметь право на жизнь!

Развязка предполагает строительство тоннеля, который свяжет Нахимова-Елизаровых. Почему тоннель, а не эстакада? Тоннель не будет так бросаться в глаза и портить вид города. Озеленение и сохранение наземных пешеходных переходов позволит минимизировать ущерб городской среде.
Развязка предполагает строительство тоннеля, который свяжет Нахимова-Елизаровых. Почему тоннель, а не эстакада? Тоннель не будет так бросаться в глаза и портить вид города. Озеленение и сохранение наземных пешеходных переходов позволит минимизировать ущерб городской среде.
Вот так тоннель будет проходить под Красноармейской.
Вот так тоннель будет проходить под Красноармейской.

Вот такие два альтернативных варианта. Наилучшим из них я считаю 1 или их комбинацию 1+2.

Но что точно понятно, что принимать изначальный проект развязки не надо! Она испортит жизнь и не решит проблему.

Рекомендую почитать о том, почему развязка - не панацея от пробок