Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики, рада снова приветствовать вас!
Сегодня я хотела бы поговорить с вами о романтических настроениях времён социализма и о том, как власть использовала желание советских граждан стать сильнее и быть полезным другим людям, своей Родине и всему миру.
Вообще-то романтика - вещь далеко не бесполезная. Она помогает человеку подняться над действительностью, ставить перед собой великие цели и идти к ним, преодолевая любые преграды. А ещё она является невероятно мощным средством воздействия на широкие массы для идеологов и пропагандистов и советская власть это отлично знала.
Герой советского времени
В отличие от разочаровавшихся в жизни героев-одиночек дореволюционной эпохи, которых не понимало и не принимало общество, советские герои всегда были коллективистами, не мыслящими жизнь без своих товарищей.
Правда, иногда в фильмах и книгах показывались герои-индивидуалисты, которые по тем или иным причинам предпочитали жить и действовать в одиночку.
Но в итоге общество такого персонажа всё равно перевоспитывало и он в финальных кадрах фильма или строчках книги неизменно вместе с другими строителями коммунизма гордо шагал к светлому будущему.
Героическое прошлое
Следует сказать, что советская идеология старалась создать для граждан СССР образ не только светлого будущего, но и прошлого, овеянного героической славой.
В первую очередь внимание уделялось, конечно же, революции и Гражданской войне, позднее - событиям Великой Отечественной. Также ряд фильмов и книг, написанных и снятых в Советском Союзе затрагивали темы Древней Руси, Петровского времени, Отечественной войны 1812 года и декабристского восстания.
Главным же, что объединяло всех героев этих произведений, была самоотверженность и готовность отдать жизнь за свою страну и народное счастье.
При этом исторические факты в таких произведениях нередко искажались и перевирались в угоду идеологии. Так, декабристы превозносились как неутомимые борцы за справедливость и одновременно - жертвы царского произвола. О том же, что эти «жертвы» собирались устроить в России, если бы им удалось победить царизм, конечно же, нигде в советское время не упоминалось. И я, если честно, была неприятно удивлена, когда в одной из современных монографий наткнулась на реальный текст одного из декабристских манифестов.
Ну, ладно, не об этом сейчас речь, а то я, боюсь, затронув этот вопрос, надолго отклонюсь от основной темы - сиречь, о романтике в СССР.
В советских книгах и на телевидении нередко рассказывалось о революционерах, беззаветно преданных делу партии и ради достижения великих целей готовых на любые жертвы.
Уже в детских книжках и журналах популярными героями становятся мальчик в бескозырке или в буденновке и девочка в костюме медсестры, перевязывающая плюшевых зверят и кукол.
К празднованию Дня Победы или Великого Октября в школу нередко приходили участники тех событий, которые рассказывали детям о своём боевом прошлом и о героях былых времён, сражавшихся с ними плечом к плечу.
Не «просто жить», а быть полезным
Люди советской эпохи считали неправильным и даже неприличным просто жить, не поставив перед собой великой цели. Считалось, что советский гражданин должен «гореть» на работе, вкладывая в дело всю душу и при этом не думать о материальной выгоде.
Положительные герои книг и фильмов практически жили в своих конторах и в заводских цехах, задерживаясь там допоздна и перевыполняя план.
И даже в любовных сценах разговаривали они друг с другом не столько о бабочках, цветочках и облачках, сколько на производственные темы.
Как правило в книге или фильме обязательно был и отрицательный персонаж, которого все другие герои осуждали или высмеивали. Он не пренебрегал комфортом в быту, работал или учился спустя рукава, а одевался исключительно на «западный» манер, то есть, как типичный «буржуй». Законченные же мерзавцы и негодяи были представлены в фильмах и книгах ещё и как завсегдатаи ресторанов, что считалось верхом неприличия и морального падения советского гражданина.
Ударные стройки и покорение природы
Понятие «ударная стройка» появилось в 1950-е годы. Так назывались особо важные хозяйственные объекты трудиться над возведением которых имели право только коммунисты и комсомольцы. Ну, изредка исключение делалось ещё и для беспартийных граждан, успевших себя хорошо зарекомендовать.
Главнейшей же из таких строек была Байкало-Амурская магистраль, работы над возведением которой продолжались до конца 1980-х годов.
Среди советской молодёжи считалось очень романтичным получить комсомольскую путёвку и, оставив огромный город или родное село, уехать на целину или в малонаселённые районы Крайнего Севера.
В книгах, фильмах и в прессе такой поступок превозносился как высшее проявление героизма в мирное время.
Художники, литераторы и режиссёры прославляли неустроенный быт и трудовые подвиги, к которым готовили подрастающее поколение уже с раннего детства.
Так, в 1975 году С. Михалков написал стихотворение, в котором мальчик говорит, что когда придёт время, он вместе со своими товарищами по детским играм отправится в тайгу прокладывать железную дорогу.
Вообще в советское время были популярны романтические произведения, прославляющие подвиги первопроходцев, геологов космонавтов и моряков, бороздящих бескрайние просторы океана.
А самым почётным делом считалось участие в стройке канала или гидроэлектростанции. Иными словами, особенным ореолом романтики был овеян труд тех, кто мог в буквальном смысле остановить реки или даже повернуть их вспять.
Романтика туризма
Туризм, зародившийся ещё до революции, начал приобретать популярность среди советских граждан ещё в 1920-е годы. Пропаганда физкультуры и занятий спортом сделала его привлекательным для широких масс населения.
Уже позднее начали создаваться туристические клубы и базы. Считалось, что каждый советский человек должен воочию увидеть достопримечательности родного края и, проникшись их красотой, ещё больше полюбить свою Родину.
Особенным почётом пользовались альпинисты, которые не просто совершали пешие маршруты выходного дня, а покоряли вершины, высоко вознося при этом «знамя советского спорта» и прославляя его.
В 1960-е годы началась мода на так называемый «дикий туризм». До этого времени все попытки граждан, не принадлежащих к туристическим организациям, устроить самодеятельный палаточный лагерь в лесу или на берегу моря могли обернуться серьёзными неприятностями.
Центром каждого палаточного лагеря становился костёр, возле которого собирались туристы и пели песни под гитару. И не всегда их песни в точности соответствовали советской идеологии.
В них могли звучать слова о красоте природы, о музе дальних странствий, о любви и о том, как не хочется после нескольких дней полной свободы от условностей, проведённых в походе, снова возвращаться в большой мир.
«Вечером с гитарами...»
Дворовой песенный фольклор советской эпохи разительно отличался от дореволюционного. Ушли в прошлое песни о тяжёлой бурлацкой доле, о благородных разбойниках и так называемые «слезливые» городские романсы.
И хоть большинство из дворовых советских песен соответствовало курсу партии и воспевало мужество, героизм и готовность пожертвовать собой ради общего блага, свой негативный «вклад» в городской фольклор внесло тюремное творчество.
После того, как в СССР прошли массовые амнистии и на свободу вышли тысячи заключённых, вернувшихся к обычной жизни, они принесли с собой фольклорные произведения из мест не столь отдалённых.
Во дворах по вечерам всё чаще стали звучать песни, в которых граждане, систематически нарушавшие закон, превозносили воровскую «романтику».
Разумеется, власть не могла оставаться в стороне, видя, что молодёжь с удовольствием слушает подобные «произведения» и с уважением посматривает на их исполнителей, недавно «откинувшихся» с зоны.
Стали появляться песни и рассказы, в которых доблестные сотрудники советской милиции и их добровольные помощники успешно побеждают преступников и их идеологию.
Стали появляться песни и , в которых доблестные сотрудники советской милиции и их добровольные помощники успешно побеждают преступников и их идеологию. Положительный герой, отобрав у него гитару, исполнил другую песню - о любви к родине и о том, что как бы ни были прекрасны дальние страны, но дома всё равно лучше.
Пираты и индейцы
Пиратская тематика всегда была привлекательна для молодёжи. Дальние странствия, абордажи, драгоценные клады и любовь знойных заморских красоток - разве это не романтично? А ещё пират был абсолютно свободен от условностей общества и мог делать, что ему вздумается.
Советская власть попыталась бороться с пиратской тематикой, но, потерпев сокрушительную неудачу, объявила её пережитком детства и чем-то до крайности несерьёзным.
Но у этого «несерьёзного» увлечения всегда было множество почитателей самого разного возраста, большинство из которых детьми явно нельзя было бы уже назвать.
Неофициально в Советском Союзе было сложено множество песен про пиратов или же ковбоев (ещё одних «благородных разбойников», но уже сухопутных). Их с удовольствием исполняли в пионерских и студенческих лагерях, а тетради со словами этих песен передавали друг другу для переписывания как самую великую ценность.
А после выхода на экран фильмов про индейцев у советских романтиков появилась ещё одна любимая тема - индейцы.
Но на этот раз власти не увидели в новом увлечении граждан ничего крамольного: ведь темой этих произведений была борьба угнетаемого народа со своими завоевателями, что вполне соответствовало партийной идеологии.
Но всё-таки цензоры строго следили, чтобы на экран или в печать не вышло ничего «лишнего» или «неправильного». А то ведь, тех же киношных и книжных индейцев далеко не всегда можно было бы назвать мирными ребятами. И иногда они, превратившись из угнетаемого населения в агрессоров, устраивали своим «покорителям» такую «взбучку», что и представить страшно.
Конец советской романтики
В 1980-е годы началась эпоха переосмысления ценностей и романтика в книгах и фильмах постепенно начала угасать. Так, что даже в детских сказках того времени зачастую присутствовали мрачные мотивы, чёрный юмор и не всегда добрая ирония.
В начале 1990-х годах наступило время другой романтики, когда прославление труда и военных подвигов на экранах и книгах уступило место бандитским разборкам, а страну захлестнул поток иностранных триллеров, боевиков и ужастиков.
Ну, вот пока и всё. До новых интересных встреч.
И не забывайте ставить лайки, делать репосты и подписываться на канал «Калейдоскоп истории и жизни».