Вдогонку к теме итогового сочинения.
Эссе - особый жанр. Очень трудный жанр. Большинство школьников почему-то воспринимают его как своего рода «свободное сочинение», написать которое кажется проще, чем классическое: можно излагать свои мысли и рассуждения в свободной форме - и готово!
Но это заблуждение! Эссе, действительно, подразумевает высокую степень свободы. Но свобода не даётся просто так: чем свободнее форма, тем более продумано должно быть содержание.
- Важнейший элемент эссе - оригинальность суждений (а иногда - их парадоксальность). Эссе - произведение бессюжетное, по сути, ваши мысли и есть сюжет, а читателям остаётся лишь следить за тем, как они развиваются. Хорошо написанное нетривиальное эссе способно увлечь не хуже блокбастера с лихо закрученным сюжетом.
- Если не виртуозно, то хотя бы уверенно владеть слогом тоже обязательно. Художественное эссе подразумевает привлечение широкого круга ассоциаций, отсылки к темам и образам, многочисленные параллели (культурные, исторические и не только). Отсюда ощущение перенасыщенности, «густоты» повествования. Поэтому речь повествователя должна быть отточена, точна и лаконична.
- «Поток сознания» - это отдельный художественный приём, оставьте его романистам, эссе - это малая, но хорошо выстроенная форма. Свобода композиции не значит ее отсутствие! Только заранее продумав структуру, вы сможете организовать весь разнородный материал, который вам понадобится.
Писать хорошие эссе - важный навык, которому, к сожалению, не учат в российских школах. Даже неплохая идея с эссе в 11 классе превратилась в банальное итоговое сочинение, которое тоже пишут по шаблону. В некоторых системах образования написанию эссе, напротив, уделяется много внимания, причём эссе ученики пишут не только по литературе, но и по другим предметам. Ведь эта форма высказывания, в отличие от того же сочинения, доклада или реферата, подразумевает независимость суждений, а что может быть важнее, чем научить ребёнка думать? (Это риторический вопрос, не отвечайте, пожалуйста, на него в комментариях:))