Начнём с самого последнего... Удивительным образов впервые за 12 лет в городе появится новый трамвай (правда пока один, и не целиком).
"Саратовгорэлектротранс" закупил новый кузов трамвая
Как пояснили в мэрии, кузов в 4 раза дешевле новой машины целиком. В дальнейшем будут изыскивать средства на другие новые вагоны.
"Нам поставили кузов первой комплектности - это означает, что там стоят сиденья, есть обогрев салона, полностью функционирует вся система управления вагоном, светодиодное освещение, и это первый у нас в Саратове вагон, который оснащен кондиционером. Пассажирам будет приятно и удобно перемещаться в таком транспорте", - рассказал главный инженер СГЭТ Михаил Яковлев.
Аналогичный "глубокий" кузово-восстановительный ремонт сейчас происходит с одним из троллейбусов на базе ЗиУ-682Г. Стоит это гораздо дешевле, чем покупка нового вагона, однако позволяет продлить жизнь старому ещё на 6 лет. Будем ждать что выйдет с троллейбусом.
Ну а теперь я расскажу о некоторых деталях визита в городскую администрацию, где мы второй раз встречались с замглавы по городскому хозяйству Максимом Сиденко и генеральным директором СГЭТ Владимиром Прохоровым.
Во избежании лишних вопросов и недоумений хочется напомнить, что существует несколько реальностей.
"Информационная" - та, которая находится в официальных новостях и СМИ (как красиво, как выгодно с точки зрения пиара, как политически правильно и т.п.). И та, которая происходит на самом деле (исходя из материальных и интеллектуальных ресурсов, "экономики", взаимовыгоды и ключевых показателей эффективности работы участников процесса).
В идеальном мире вторая должна быть основана на здравом смысле и устремлена в будущее. Т.е. эффективность результата должна оцениваться долгосрочностью и пользой даже для будущих поколений.
Но к сожалению, у нас чаще всего вторая должна подкреплять первую, и соответственно работать на "вау"-эффект, быстроту ощущения результата, неважно, что он может быть кратковременным. Главное отчитаться о выполненной работе, и чтобы её все увидели. Как пример - быстрый, но безолаберный ремонт дороги, тротуара, укладка плитки, которую через год придётся менять.
Для города же важнее, чтобы результат был долговременным, т.к. кратковременный потребует дополнительных расходов, временных и человеческих ресурсов для исправления ошибок.
Цель наших встреч с администрацией - сместить процессы в сторону здравого смысла. Проговорить последствия, причины и предложить свои варианты решений.
Транспортная инфраструктура - это то самое направление, где первая и вторая реальности сильно отличаются, т.к. человек, несведующий в транспортной политике мыслит прямыми категориями. Чтобы не было пробок, надо убрать трамвай, надо расширить дороги, надо делать подземные переходы и многоуровневые развязки. А ещё город должен строить больше бесплатных парковок. А ещё Саратову нужны многоярусные паркинги. Всё это - заблуждения, в которых много скрытых условий. Поэтому нужно либо просвещать людей (это сложнее), либо говорить красиво, а делать правильно.
И нельзя сказать, что в администрации этого не понимают. Поэтому не нужно буквально воспринимать то, что подаётся в СМИ за чистую монету.
Если вы считаете, что теперь будет так как было подавно в СМИ: рельсы в Мирном переулке модернизируют, и пустят по ним ретро-трамвай, то вы ошибаетесь. Как будет - пока не знает никто. И даже если пресс-служба будет давать такую информацию, то это и есть первая реальность. А вот во второй реальности живут отнюдь не дураки, и простой арифметический подсчёт позволяет понять, что ретро-трамвай не потянет пассажиропоток в Мирный. Да и поберечь надо "старичков" для настоящих экскурсий. Это конечно не отменяет варианта экскурсионных рейсов по кольцу Детский парк - Мирный переулок (а примерно так они и осуществлялись раньше, за исключением нескольких рейсов). Можно в конце концов и трамвай-кафе сделать, как было у нас когда-то. Но об этом говорить совсем ещё рано. Нужно просто зафиксировать, что рельсы в Мирный переулок не уберут, что является главным результатом и поддерживается транспортными экспертами, разработавшими ПКРТИ для Саратова.
Вопрос о демонтаже линии в Мирном переулке даже не поднимался, как будто его и не было. Мы подискутировали о том, какие маршруты должны использовать это кольцо (3, 9, 10, 11, бесплатный), но к единому мнению не пришли, тем более, что существует возможность измерить пасссажиропотоки, провести экспериментальные сокращения, ввод "удлинённых" рейсов и т.д. Поэтому простор для вариантов огромен.
Камнем преткновения стал вопрос обособления трамвайного полотна на этом кольце, т.к. есть узкие места, где трамвай едет "против шерсти", впритык с мусорными контейнерами, впритык с парковкой. Нами был предложен достаточно проработанный вариант с учётом профиля улиц, действующих коммуникаций и т.д., при котором это возможно сделать. Причём вариант продолжает нами прорабатываться и будет публиковаться в группе Urban Patrul
Вчера Вячеслав Володин опубликовал видео, в котором подводит итог дискуссии о деньгах, выделенных на скоростной трамвай в этом году. И если вы слушали его внимательно, то он сказал ровно то, что мы приносили в мэрию в первый раз как первый (главный) вариант использования денег, выделенных в этом году (см. Трамвай в Мирном переулке. Наши предложения). А именно: потратить их на модернизацию подстанций, контактной сети и проработку проекта. А работы с рельсовым полотном запланировать на следующий год. Кстати, замена оборудования на тяговых подстанциях позволит СГЭТу не только избавиться от изношенного и аварийноопасного оборудования, но и экономить на электроэнергии за счёт лучшей энергоэффективности.
Другие моменты, которые мы обсудили на встрече - возможные варианты финансирования модернизации улиц с рельсовым полотном, дали наводку по одной из федеральных программ, и я надеюсь, что администрация проработает и использует эти возможности!
Ещё несколько интересных моментов:
По плану скоростного трамвая будут созданы кривые у Губернского рынка (дополнительный поворот к депо) и Сенного (поворот для 11 маршрута). Это позволит не прерывать работу маршрутов во время замены рельсов (используя путь через депо), а также улучшит надёжность системы (дополнительные пути объезда при ДТП).
Заказан проект кривой с улицы Азина на путепровод по Фруктовому проезду, чтобы можно было сделать трамвайный маршрут на Комсомольский посёлок через Азина. Скорее всего 7-й маршрут будет иметь теперь конечную там. На "Саратоворгсинтез" будет продолжать курсировать 5-й трамвайный маршрут в пиковые часы (утром и вечером, как сейчас). Пока непонятно что делать с маршрутом №2, т.к. на месте расселенных домов на Крекинге вряд ли что-то будет строиться из-за расширения санитарных охранных зон. Поэтому пассажиропоток туда практически исчезнет.
Что касается троллейбусов, то "реанимация" 9-го маршрута "Саратов-Энгельс" не красивая сказка, а необходимая реальность. И прежде всего нужна она для вхождения в программу льготного лизинга общественного транспорта. На 9-ку как раз и будут запущены троллейбусы с автономным ходом. Когда-то 9-ка была одним из самых прибыльных троллейбусных маршрутов области. Если решить вопрос с сокращением количества автобусов, которые были лавинообразно рождены на замену 9-ке, то она может снова стать основой для получения прибыли предприятию. Работа по маршруту действительно идёт.
Так же, как решается вопрос о продлении 10-го маршрута в Солнечный. Опять же на автономном ходу. Однако даже если нужного количества троллейбусов не будет, вопрос с прокладкой контактной сети решаем даже без строительства новой подстанции. В общем варианты в работе, главное чтобы планы по получению троллейбусов и набору водителей не были сорваны.
Ну а мы будем следить за ситуацией, и пытаться отстаивать интересы города.