Знаете ли вы, что первый электромобиль появился в России еще в далеком 1898 году? Его создал русский инженер Ипполит Владимирович Романов.
Машина была очень передовая для того времени. Средняя скорость этого электромобиля была около 35 верст в час, что соответствует примерно 39 км/ч. Тогда это была очень достойная скорость.
Но самое удивительное, что электромобиль в 1898 году мог на одной зарядке пройти 60 км. Для сравнения, первый культовый серийный электромобиль «Тесла», вышедший в 2006 году и впитавший в себя все достижения современной науки и техники в области машиностроения и аккумуляторов, имел запас хода около 300 км. Всего в пять раз больше!
Машина Романова называлась «Кукушка» и вмещала всего двух человек. Буквально через год вышла модель с улучшенными параметрами, которая вмещала уже четырех человек.
А еще немного позже Ипполит Владимирович создал целые омнибусы вместимостью 15 и 20 человек. Он много работал над облегчением веса электромобиля и достиг в этом отношении очень больших успехов. Ближайшие французские конкуренты были вдвое тяжелее автомобилей Романова.
Омнибусы Романова ездили на передовых для того времени пневматических шинах. Он обратился в Думу с предложением открыть 10 регулярных маршрутов, для чего требовалось 80 омнибусов. Автобусы были осмотрены, испытаны и получили замечательные отзывы и рекомендации.
Разрешение было получено, но потом стали появляться совершенно невыполнимые финансовые условия. Был установлен залог в 5000 рублей, который нужно было внести после получения разрешения, а далее за каждый день просрочки от установленной даты запуска маршрутов инженер должен был бы платить по 100 рублей. Для того времени это были, конечно, огромные деньги, которых у Романова не было.
Необходимые для постройки 80 омнибусов деньги (около 500 000 рублей) были слишком большими для того времени. Дума финансировать проект отказалась. Было создано акционерное общество, но конкуренты сделали все, чтобы разорить его и не дать электромобилям занять их долю рынка. Скорее всего, все эти невыполнимые условия ставились именно с их подачи с целью зарубить проект на корню.
Также Романовым в 1900 году была создана опытная модель электрической монорельсовой дороги в Гатчине на участке между Балтийским вокзалом и дворцом. Уже тогда Романов впервые использовал рекуперацию электроэнергии при движении под уклон. Вагон весом 100 пудов принимал на борт груз в 200 пудов.
В дальнейшем ученый предложил использовать кольцевую дорогу для Санкт-Петербурга. К слову, даже обычная автомобильная кольцевая дорога в Питере появилась буквально недавно. Первый небольшой участок был запущен в 2001 году, а полностью кольцо было замкнуто только в 2011 году. Романов предлагал сделать это более ста лет назад!
Но как это часто бывает, в своем отечестве пророков не нашлось. И для этого проекта деньги тоже не были выделены. Опытная монорельсовая дорога была разобрана, а сам проект забыт.
О дальнейшей жизни Романова информации крайне мало. Известно, что после революции ученый уехал в Америку и скончался в Нью-Йорке 1 января 1944 года в возрасте 79 лет.