Волгоград — город индустриальный, героический и оттого монументальный. Расположенный на берегу Волги, он лучше всего смотрится со стороны великой реки — ведь большое видится на расстоянии.
Когда-то эти поволжские степи населяли хазары — в междуречье Волги и Дона, там, где речные торговые маршруты раннего Средневековья пересекались с сухопутной тропой Великого шелкового пути, кочевники собирали дань с купцов, везущих свой товар с Севера на Юг и с Востока на Запад. В XIII веке их место заняли татаро-монголы, основали город Сарай-Берке и перенесли в него в начале XIV века столицу Золотой Орды.
Прошло еще 300 лет, и в конце XVI века по приказу царя Федора Иоанновича здесь был заложен первый в этих краях русский сторожевой город — Царицын, получивший свое имя от речки Царицы.
Оба этих топографических названия исчезли из обихода с приходом советской власти, в 1925 году волжский приток превратился в Пионерку, а крупнейший промышленный город дореволюционной России — в Сталинград.
Но и на этом смена имен не закончилась: через 36 лет по приказу Хрущева на карте СССР появился город Волгоград, а в 2015 году была предпринята еще одна попытка его переименования — на этот раз обратно в Сталинград. Однако Госдума этот проект отклонила. Но как бы ни называли мегаполис, за последние 100 лет он дважды становился ареной кровопролитных сражений.
В Гражданскую войну здесь от белых генералов Краснова и Врангеля отбивались большевики, а в 1943 году Красная армия разгромила войска немецкого фельдмаршала Паулюса, изменив тем самым ход Великой Отечественной войны. В результате Сталинградской битвы город был разрушен более чем на 90 %, а для его восстановления понадобилось около 10 лет.
Город на большой реке
Волгоград протянулся вдоль правого берега великой реки более чем на 90 км, и жизнь этого миллионника неразрывно связана с водой: Волгоградский речной порт считается крупнейшим транспортным узлом на юге России, на речных трамвайчиках местные жители добираются с «большой земли» на соседние острова.
А с Речного вокзала — внушительного здания в стиле советский модерн — каждый час стартуют переполненные туристами прогулочные катера и теплоходы.
Суда поднимаются вверх по Волге, проходят вдоль всего города и уже через час возвращают своих довольных пассажиров обратно в порт.
Как раз отсюда и следует отправляться в путешествие по Волгограду, будь оно речным или пешеходным. Здесь начинается центральная набережная, названная в честь 62-й армии — той самой, которая почти полностью полегла, защищая Сталинград. Сейчас это самая популярная пешеходная территория города, протянувшаяся до знаменитого Волгоградского моста. В хорошую погоду набережная прекрасно подходит для променада, причем гулять можно как по нижней террасе, вдоль реки, так и по верхней — сквозь тенистые аллеи и скверы, мимо фонтанов, театров, музеев и памятников. И не стоит сбрасывать со счетов, что Речной вокзал — главный досуговый центр города: на его территории расположены концертный зал на юоо мест, кафе, рестораны, фитнес-центр, ночные клубы, а также креативное пространство «Икра», где собирается продвинутая молодежь.
Память войны
Всего в четверти часа ходьбы от Речного вокзала находится одна из важнейших достопримечательностей героического Волгограда — Дом Павлова, в котором советские бойцы около двух месяцев стойко держали оборону. Многие путают это здание с мельницей Гергардта, от которой сохранились лишь руины: действительно, зимой 1943 года, после окончания Сталинградской битвы, Дом Павлова выглядел примерно таким же разрушенным, но уже всего через полгода началось его восстановление. Сейчас это вполне обычное с виду четырехэтажное жилое здание, и единственное, что отличает его от соседних домов, — мемориальная кирпичная стена.
Через дорогу от него расположен музей-панорама, посвященный обороне Сталинграда. Внутри среди множества экспонатов хранятся парадный китель и сабля маршала Жукова, большой ковер с портретом Сталина и золоченый щит — подарок последнего императора Эфиопии Хайле Селассие. Снаружи выставлены образцы военной техники времен ВОВ: танки, пушки, самолеты и даже паровоз с четырьмя вагонами.
Но, конечно, самое грандиозное сооружение города — это памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», возведенный на холме, под которым, согласно легенде, покоится средневековый монгольский военачальник Мамай. В 1942-43-м годах на этой возвышенности шли ожесточенные бои с фашистами, и после окончания сражений здесь захоронили более 35 000 погибших. По сути это гигантская братская могила, увенчанная громадной 87-метровой скульптурой «Родина-мать зовет!». Мемориальный комплекс производит сильнейшее впечатление, он открыт 24 часа в сутки, а с наступлением темноты красиво подсвечивается.
Заповедник архитектуры
Восстановление разрушенного города проходило под личным контролем вождя и при участии лучших архитекторов страны, которые создавали на месте руин фактически новый идеальный советский мегаполис.
Самый яркий образец сталинского ампира в Волгограде — его Парадные ворота, возвышающиеся в виде восьмиколонных пропилен, и широкая лестница между ними, насчитывающая 100 ступеней и соединяющая нижнюю и верхнюю террасы главной набережной города.
Обычно напротив них швартуются круизные лайнеры, и пораженные туристы наперегонки бегут фотографироваться на фоне этого масштабного сооружения.
В сталинском стиле выстроена и вся центральная часть города: аллея Героев, площадь Павших Борцов, проспект Ленина и улица Мира. Весьма впечатляют здание Волгоградского универмага, в подвале которого в 1943 году взяли в плен фельдмаршала Паулюса, и Главпочтамт, где в центре круглого зала, под куполом, стоит статуя Ленина. И конечно же, Волгоградский планетарий, ставший подарком Сталину от побежденной Германии. Полностью построенный и оборудованный специалистами из ГДР в 1954 году, планетарий является аутентичным памятником ушедшей эпохи и немецкого качества. Звездный зал вмещает 450 зрителей, звездное небо проецируется на купол отличной немецкой оптикой, а в обсерватории установлен раритетный 12-дюймовый телескоп. Венчает купол планетария олицетворяющая мир бронзовая статуя женщины с голубем, выполненная скульптором Верой Мухиной, автором знаменитого монумента «Рабочий и колхозница».
Скоростной трамвай
Когда вам надоест ходить пешком, смело залезайте в волгоградский метротрам. С виду это самый обыкновенный городской трамвай, который время от времени ныряет под землю и притворяется поездом метрополитена. Подземные станции — а их всего шесть — сделаны в лучших традициях советского метростроя: мрамор, люстры, эскалаторы. Линия протянулась вдоль Волги, насчитывает 22 остановки и по праву признана одной из важнейших достопримечательностей города.