Найти тему

Что самое дорогое у музыканта?

Существует мнение, что самые большие расходы у музыканта - это его музыкальные инструменты — у гитариста самое дорогое — его гитара, а у пианиста — рояль. А у того, кто играет на синтезаторе — синтезатор или всё то же самое, только во множественном числе.

Так вот, Друзья, это — заблуждение. Конечно, хорошие музыкальные инструменты дороги, но в сравнении со стоимостью самой жизни, которую мы никогда не учитываем, когда говорим о музыкантах, все эти железки — мелочь.

С одной стороны, они за последнее время сильно подешевели. То есть, опять — нет — они, конечно, как и всё вокруг, подорожали. Но в сравнении с тем, как подорожала сама жизнь, музыкальные инструменты сейчас более, чем доступны. Хороший синтезатор стоит сейчас примерно 100 тр, рабочая станция — 200-300 тр. Это совсем даже не автомобиль.

-2

А сколько уходит на аренду жилья, на еду и одежду, на регулярную смену мобильников и ноутбуков — только для того, чтобы просто уютненько посидеть с Фэйсбуке или Инстаграме — так, музыкальные инструменты совсем уже почти бесплатным приложением кажутся.

Когда-то — лет 30 назад — привезенный из-за границы Korg M1 меняли на такую же новую Волгу или московскую квартиру. Я сумел купить свой M1 только в 1996-м году. У меня не было совсем денег. И никто не хотел мне давать их в долг. А откуда гарантия, что я смогу хоть что-то на музыке заработать и вернуть взятое?

-3

Когда меня постигла очередная неудача, за дело взялась Оксана — моя первая жена. Ей удалось в каких-то невероятно привлекательных цветах и красках расписать моим состоятельным друзьям, чем я намерен заняться, и почему у меня всё получится. Наверное женщине отказать труднее. И ей не отказали. Я получил заветную сумму.

Вскоре нашелся и подержанный инструмент — далеко не в лучшем внешнем состоянии, но вполне работоспособный. На нем я и записал первые альбомы цикла «Музыка Небесных Сфер». И надо сказать, что дела и вправду пошли хорошо. Но у меня вскоре родился сын, что повлекло соответствующие расходы — как оказалось, многократно превышающие стоимость инструмента. И отдавал долг я два с половиной года.

Хорошо, что это не подразумевало никаких процентов и штрафов. Но, как бы то ни было, я справился. Правда, следующий инструмент купил очень не скоро. А ведь мне было 30 лет.

Сейчас редкий школьник не имеет чего-то такого клавишного — самоиграющего или кислотно визжащего. А уж про всякие там гитары я вообще молчу. За пару десятилетий всё незаметно, но сильно изменилось. И музыку сейчас не создает лишь тот, кто не хочет.

Но все-таки осталась одна очень важная статья расходов, о которой мало кто, кроме самих музыкантов вспоминает. Это хорошие колонки, на которых можно услышать и понять, что же такое ты сыграл. Люди, далекие от процесса создания музыки просто не представляют, какое фиаско можно потерпеть, написав отличную песню, но из-за неадекватных колонок записав её плохо. Слушатели на своих компьютерных пищалках, наушниках, услышат лишь запирающий бас, и провалившийся в ядовито цокающие верха вокал... они просто удивятся, и скажут: "Что за ерунда?"

Я с этим знаком очень хорошо. Мои ранние произведения даже близкие друзья не могли "раскусить" именно по этой причине. Ведь я-то знаю, как это должно звучать в идеале — оно так и звучит внутри меня. А они слышат лишь невнятный гул, и какую-то далекую, неразборчивую мелодию, запомнить которую в таком исполнении они конечно не смогут, и повторно слушать не захотят.

Когда я перешел на лучшие колонки, у меня появилось множество новых слушателей. Но слово "лучшие" здесь очень относительное. Потому что их назначение не воспроизвести как можно лучше, а показать, как это звучит на самом деле, даже тогда, когда слух музыканта уже сильно утомлен длительной студийной работой. И плюс к этому существует еще множество факторов, о которых сейчас не рассказать.

Так вот хорошие студийные колонки — студийные мониторы, как их называют причастные к процессу люди, стоят порой дороже многих музыкальных инструментов.

Думаешь, если у тебя есть синтезатор или гитара, ты уже можешь писать музыку в свой ноутбук? Нет! тебе нужны еще колонки, которые будут стоить, как твой синтезатор плюс хороший ноутбук.

Эта категория товаров не стала доступнее за последние годы и даже за последние десятилетия. И так уж получилось, что я всегда имел с этим проблемы.

Первые годы я работал на редких, но очень классных отечественных колонках Союз-130ас. Они были конечно не студийного класса. Но по звуку были очень хороши. К тому же, у меня не было вариантов.

-4

Позже я перепробовал множество других колонок и систем, которые мог себе позволить. Эти старенькие — уже дряхлые — колонки оказывались лучше, честнее, объективнее многих куда более дорогих вариантов. Мне пришлось переклеивать басовые диффузоры, менять подводящие к катушкам провода и многое еще по мелочам ремонтировать. Но в какой-то момент пришлось с ними расстаться.

И с тех пор я так и не выбрал ничего путного. Мой современный арсенал состоит из трех пар мониторов совсем не студийного класса, и ни одна из них не дает вменяемой звуковой картины. Впрочем, у студийных мониторов есть та же проблема, и их тоже желательно иметь несколько комплектов — ближнего поля, дальнего поля, и еще желательно какие-нибудь имитирующие бытовой случай воспроизведения музыки на кухонном утюге, ведь большая часть людей слушает музыку именно на нем.

И все же хорошие колонки с ровной АЧХ (амплитудно-частотной характеристикой) — без заметных спадов в актуальной части спектра, без резонансов и акцентов в тех или иных частотных зонах, с быстрой атакой и минимальной внутренней реверберацией — крайне необходимы, чтобы просто самому понимать, как устроен твой микс, насколько хороша твоя аранжировка.

В общем, сегодня я отправился в МузТорг познавать Дзен и прицеливаться на что-то конкретное. Как можно заметить на фото, ценник у средненьких таких мониторов впечатляющий — 55 тр - это за одну колонку. А надо две, хотя еще лучше — четыре. Умножайте.

-5

В процессе тестдрайва я послушал свой недавно вышедший макси-сингл «Вопреки законам». Помню, что кто-то мне говорил, что там многовато верхов. Да - их не мало. Но, как показалось мне, на довольно неплохих мониторах #NEUMANN KH120AG высоких частот в моей новой пластинке в самый раз — ни больше, ни меньше мне не захотелось. Кстати, это было грамотно заглушенное помещение, и условия прослушивания были довольно объективными. То же могу сказать и о низких частотах. Как-то мне удалось угадать баланс. И сведенный на связке MicroLab Pro3 + Thonet & Vander материал звучит действительно хорошо, даже на студийных мониторах, на которых любые огрехи сведения и мастеринга должны обязательно стать очевидными. Но нет. Все очень классно. Конечно, не идеально с той точки зрения, что всегда можно улучшить, даже самую хорошую работу, и с течением времени возникает новое видение и желание что-то сделать иначе. Но и то, что уже сделано, звучит принося мне глубокое удовлетворение. Особенно после прослушивания на "настоящих" мониторах.

Что ж. Теперь, как в том анекдоте про "бизнес по-русски" — один пошел искать вагон кирпича, а другой - искать миллион.

-6

Всем хорошего вечера, Друзья.

Ваш Андрей Климковский