Найти тему
Crazy Historian

«Мудрец из страны Оз»: причем здесь Кант?

Книгу «Мудрец из страны Оз» Л. Фрэнка Баума знают практически все, если не в оригинале, то в версии Александра Волкова. Однако у этой сказки есть смысловые уровни, не понятные юному читателю, но создающие смысловой каркас произведения и ставящие его в разряд выдающихся. Оказывается, в своей истории Баум раскрывает основные положения философии Иммануила Канта и получается это у него так, что понятно даже неподготовленному читателю!

Одна из оригинальных иллюстраций к сказке Уильяма Денслоу.
Одна из оригинальных иллюстраций к сказке Уильяма Денслоу.

Особенностью этой сказки является то, что герои идут к «мудрецу», который по факту оказывается мошенником, за познанием самих себя: Страшила, Железный дровосек и трусливый Лев хотят приобрести те качества, которыми на самом деле уже обладают, а Дороти с Тотошкой хотят вернуться домой (потом выясняется, что они могли бы сделать это в любой момент благодаря волшебным башмачкам).

Заметьте, в оригинале очки носят все. В версии Волкова город действительно украшен изумрудами, в у Баума - это оптическая иллюзия.
Заметьте, в оригинале очки носят все. В версии Волкова город действительно украшен изумрудами, в у Баума - это оптическая иллюзия.

Но причем здесь Кант? В «Критике чистого разума» философ пытался определить границы способности человеческого разума к познанию. По его мнению, категории пространства и времени не объективны, а существуют только внутри познающего разума, который воспринимает информацию через посредство этих категорий. Таким изначальным представлением, определяющим границы мышления может быть что угодно. Страшила убежден в своей глупости, Дровосек – в бессердечности, Лев – в трусости, Дороти – в невозможности вернуться домой без посторонней помощи. Для них это априорные категории. При этом фактические возможности героев полностью этому противоречат.

Образы героев, созданные Уильямом Денслоу, так или иначе были повторены другими художниками и даже кинематографистами.
Образы героев, созданные Уильямом Денслоу, так или иначе были повторены другими художниками и даже кинематографистами.

Аналитический подход Канта также предполагает противопоставление таких понятий как чувственность и рассудок, содержание и форма. Баум на примере своих героев доводит это до гротеска, большее несоответствие формы и содержания, чем у Страшилы и Дровосека сложно представить.

Портреты героев можно рассматривать и как иллюстрацию самого известного положения кантовской теории познания, в которой «Вещь сама по себе» (то, чем вещи являются вне нашего представления о них) противопоставляется «Вещи для нас» (тому, что мы знаем о её свойствах и характеристиках).
Видение героев сказки у современных иллюстраторов. Что бы сказал Фрэнк Баум? Материал из открытых источников.
Видение героев сказки у современных иллюстраторов. Что бы сказал Фрэнк Баум? Материал из открытых источников.

Кроме личностей персонажей кантовская теория познания выражена в самой идее Изумрудного города, который на самом деле таковым не является, но так как все, кто туда попадает, обязаны носить очки с зелеными стеклами, воспринимается в таком качестве. Ни у кого даже сомнений не возникает, что это не так, хотя достаточно снять очки, чтобы ситуация предстала в новом свете, в прямом смысле этого слова. 

Здесь сказка ставит фундаментальный вопрос о восприятии действительности и возможности достоверного познания реальности. Баум полемизирует с Кантом, утверждая, что помимо различных идеологических концепций («цветных очков»), существует и объективная реальность, и человек, обладает определенными свойствами личности, которые присущи ему вне зависимости от того, знает он о них или нет.

Картинка из открытых источников.
Картинка из открытых источников.

На примере одноглазой ведьмы Запада Баум иллюстрирует еще одну идею Канта, который сравнивал с циклопами ученых, являющихся эгоистами от науки и в силу этого не способных «посмотреть на вещи с точки зрения других людей». Одноглазая ведьма видит у Дороти Знак добра и понимает, что не сможет причинить ей вред, однако также она понимает, что Дороти не ведает о своем могуществе и пытается ей манипулировать. Таким образом, понимание своего бессилия у одних противопоставляется отсутствию понимания собственной силы у других.

Пафос всей истории заключается именно осознании трудности пути к самому себе, необходимости раскрытия своего внутреннего потенциала, без которого невозможна истинная самореализация личности. Только поняв то, кто ты есть на самом деле, можно начать эффективно действовать. До тех пор, пока мы остаемся в плену у иллюзий, нами управляют представления других о нас самих, что видно на примере героев сказки.