Книгу «Мудрец из страны Оз» Л. Фрэнка Баума знают практически все, если не в оригинале, то в версии Александра Волкова. Однако у этой сказки есть смысловые уровни, не понятные юному читателю, но создающие смысловой каркас произведения и ставящие его в разряд выдающихся. Оказывается, в своей истории Баум раскрывает основные положения философии Иммануила Канта и получается это у него так, что понятно даже неподготовленному читателю!
Особенностью этой сказки является то, что герои идут к «мудрецу», который по факту оказывается мошенником, за познанием самих себя: Страшила, Железный дровосек и трусливый Лев хотят приобрести те качества, которыми на самом деле уже обладают, а Дороти с Тотошкой хотят вернуться домой (потом выясняется, что они могли бы сделать это в любой момент благодаря волшебным башмачкам).
Но причем здесь Кант? В «Критике чистого разума» философ пытался определить границы способности человеческого разума к познанию. По его мнению, категории пространства и времени не объективны, а существуют только внутри познающего разума, который воспринимает информацию через посредство этих категорий. Таким изначальным представлением, определяющим границы мышления может быть что угодно. Страшила убежден в своей глупости, Дровосек – в бессердечности, Лев – в трусости, Дороти – в невозможности вернуться домой без посторонней помощи. Для них это априорные категории. При этом фактические возможности героев полностью этому противоречат.
Аналитический подход Канта также предполагает противопоставление таких понятий как чувственность и рассудок, содержание и форма. Баум на примере своих героев доводит это до гротеска, большее несоответствие формы и содержания, чем у Страшилы и Дровосека сложно представить.
Портреты героев можно рассматривать и как иллюстрацию самого известного положения кантовской теории познания, в которой «Вещь сама по себе» (то, чем вещи являются вне нашего представления о них) противопоставляется «Вещи для нас» (тому, что мы знаем о её свойствах и характеристиках).
Кроме личностей персонажей кантовская теория познания выражена в самой идее Изумрудного города, который на самом деле таковым не является, но так как все, кто туда попадает, обязаны носить очки с зелеными стеклами, воспринимается в таком качестве. Ни у кого даже сомнений не возникает, что это не так, хотя достаточно снять очки, чтобы ситуация предстала в новом свете, в прямом смысле этого слова.
Здесь сказка ставит фундаментальный вопрос о восприятии действительности и возможности достоверного познания реальности. Баум полемизирует с Кантом, утверждая, что помимо различных идеологических концепций («цветных очков»), существует и объективная реальность, и человек, обладает определенными свойствами личности, которые присущи ему вне зависимости от того, знает он о них или нет.
На примере одноглазой ведьмы Запада Баум иллюстрирует еще одну идею Канта, который сравнивал с циклопами ученых, являющихся эгоистами от науки и в силу этого не способных «посмотреть на вещи с точки зрения других людей». Одноглазая ведьма видит у Дороти Знак добра и понимает, что не сможет причинить ей вред, однако также она понимает, что Дороти не ведает о своем могуществе и пытается ей манипулировать. Таким образом, понимание своего бессилия у одних противопоставляется отсутствию понимания собственной силы у других.