Мой рассказ о Лыковых подходит к концу. Поэтому в ближайших статьях я просто соберу те факты, которые не были упомянуты раньше, либо которые я нашла, как ответы на вопросы читателей.
Итак, наболевший у многих вопрос про баню и мытье. Раз в месяц Агафья греет воду в ведре и уходит мыться в лес (летом, разумеется). Говорит, что раньше, когда была жива Наталья, было сподручнее, а сейчас сложнее. А вот бани нет и не было. Как ответил на вопрос о мытье старик Лыков: "Нам это не можно". Кстати, из многочисленных подарков, привозимых на заимку, Лыковы не брали ни спички, ни мыло. По той же самой причине: не можно. (Ну вот чем мыло провинилось?) Одежду Агафья тоже изредко моет в теплой воде, добавляя в нее золу.
Следующий по частоте вопрос: почему бы Агафье не переехать в "большой мир"? По мнению того же Назарова, Лыковы действительно представляли и представляют собой уникальный случай демонстрирующий уникальные способности человека. На момент, когда врачи их обследовали, у Лыковых не имелось многих, вполне привычных нам заболеваний: гипертонии, аллергии, ишемии и других. Зато у них были (и у Агафьи сохранились до сих пор) совсем другие проблемы, главная из которых - новые микробы и инфекции. Эту проблему Назаров просто назвал вопросом жизни и смерти. Кроме того, для них опасна смена рациона питания (уже одно добавление соли радикально изменило все), а так же плохая психологическая совместимость с "мирскими" людьми.
Еще немного про болезни и мытье: в месте слияния Большого и Малого Абакана есть горячие ключи. Охотники-шорцы издавна лечили тут свои хондрозы, артриты и простуды. Уж не знаю, как, но и Агафья испытала на себе целительное действие этих ключей и несколько лет подряд летала на них "попутными вертолетами" (сразу скажу, что не нашла информацию, летает ли сейчас). Причем везла на ключи весь свой скарб: дрова, еду, книги и иконы.. Зимой там никого нет и Агафья могла спокойно купаться там в одиночестве. (Маленький вывод: выезжала, получается, Агафья со своей заимки. По крайней мере раньше - точно.)
Многих интересует вопрос неустроенности быта в доме Лыковых. Прямого объяснения я пока не нашла, зато в рассказах Пескова прочитала любопытное описание одной ситуации. Оказывается, когда у Агафьи жила Надежда Небукина, послушница однажды навела в избушке Агафьи порядок. Вымыла полы, повесила занавески, протерла окна и стены. Агафья, вернувшись домой, избушку не узнала. Несколько дней жила молча, а потом ушла жить в курятник. Как объяснил Песков: с детства привыкла, что и картошку можно рассыпать, и топором что-то остругать. Вот и ушла. Сложила себе там печку, перетащила скарб.
Все бы ничего, только я во всех других источниках читала, что жили они порознь, а не вместе. И еще: Песков подает Надежду, как женщину, ничего о старообрядцах не знающую, а я читала в рассказах самой Надежды прямо противоположное. Ну и последнее: Надежда пришла на заимку послушницей и в своих рассказах объясняла, что послушники потому так и называются, что отрекаются от своей воли. А тут - со своим уставом, да в чужой монастырь. Не знаю, как вам, а мне такие нестыковки не понравились. И сразу вспомнились слова об идеологической выверенности работ Василия Михайловича.
Еще к вопросу о чистоте: я уже писала про то, что пол в избушке никогда не знал веника. Но, удивительно, что, когда Песков с товарищами ночевали на полу в избушке, то никакие кровососущие их не беспокоили. На мой взгляд, это очень странно, учитывая, что мыться им было "не можно".
Подписывайтесь на мой канал и читайте, не только об Агафье, но и другие интересные статьи.