Роман не только по своему сюжету мистический. В нём заключено несколько загадок. Можно спорить, специально ли Булгаков построил роман так, что его надо "раскручивать", разгадывать. Или в каких-то моментах загадки появились из-за того, что писатель не успел привести роман к окончательному виду. Мы знаем, что последние правки Елена Сергеевна записывала с голоса, но нам до сих пор полностью не известно, какой именно вариант оставил бы в романе сам Булгаков.
Если в романе высмеиваются недостатки "плохих работников", "людей не на своём месте", то этим можно объяснить судьбу Лиходеева (хотя с ним обошлись довольно мягко), Семплеярова, ещё нескольких человек, но нельзя объяснить "загадку Римского" (А. Зеркалов).
Я в прошлой заметке попытался найти объяснение "загадке Поплавского".
Но главная загадка такая. Что именно рассказывает Воланд на Патриарших Берлиозу с Бездомным?
Ответьте мне на этот вопрос, тогда продолжим.