Бар «Мертвая петля» - местечко проходное, буду откровенен. Хоть это и мой бар, сказать кому-нибудь: «Эй ты, упырь, катись отсюда, ты мне не нравишься!» - я не могу. Всё-таки бизнес надо как-то на плаву поддерживать, а если каждого упыря прогонять, то долго не протянешь.
Хорошие клиенты тоже бывают, конечно, но не так много, как хотелось бы. Возможно, они просто меньше внимания привлекают. Да и кто такие хорошие клиенты? Которые на чай оставляют или которые могут по-человечески себя вести? Тот еще вопрос.
Схема ведь простая: они мне плату – я им напитки. При этом ведем себя «в рамках» – и все довольны. Останутся клиенты хорошими, если убрать один из двух элементов? Нет, не останутся. Тут вопросов нет.
Был у меня один такой. Вроде нормальный парень, квартиру снимал в соседнем доме. Заходил часто, болтали как-то так ненавязчиво, шутили всё время. Приятный, думаю, парень, хороший клиент. А один раз приходит он и говорит:
- Устал блин, денег нет. Налей в долг бокальчик.
Ну разве жалко хорошему клиенту? Я налил. Через неделю опять. Я опять налил. Еще через неделю приходит в третий раз, улыбается как всегда, шутки шутит. А потом опять просит бокальчик нахаляву. «Не, - говорю, - не налью». Я к тому времени уже проработал какое-то время. Что к чему, хотя бы с третьего раза, понимать стал.
А он, нет, чтоб «ну ладно, нет, так нет» начал уламывать, втирать чего-то. Плести, что у него вещи какие-то украли, куда-то ехать ему надо. И всё так весело, с шутеечками, как всегда. При чём там пиво только бесплатное я не понял. Отказал ему. «Ладно, чё…» - сказал и на выход двинул, веселость сразу спала, конечно. Вышел на улицу и, видно забыл, что у бара вообще-то окна есть и, не то чтобы я по губам читать умел, но догадался, что он сказал. И это не: «Ах, какая жалость!».
Ну и я про себя по обыкновению прокомментировал: «И вовсе ты не хороший клиент».
Вечером, когда все рассосались, я задумался – уникальный ведь случай, если разобраться. Обычно человека не видишь, и он как бы исчезает. Что-то он там делает, но в таком пассивном режиме. Ты потом о результатах узнаешь – и нормально. Больше и не надо, людей-то много. А тут, человек ушел в свою жизнь, буквально на пару секунд, а я за ним, получилось, подсмотрел. И этих пары секунд хватило, чтоб я кристально ясно осознал: мой «хороший клиент» в общем-то, не хороший клиент, а форменный гандон. Он – гандон, а я – лопух и размандяй, которого использовали в корыстных целях.
Глобально вывод я сделал такой: клиентам нельзя просто так верить. Вообще эти все нежности не нужны. Недаром между нами барная стойка. С них плата – с меня напитки. Зачем усложнять? Но всякое случается. И вот когда это всякое случается, надо как-то понять, кто перед тобой.
Такие дела. Раньше, когда я бар только открыл, всё по-другому было. Ходили ко мне мама, папа, еще кое-кто из родственников и пара друзей.
Вот стоял я, пока никого не было, за стойкой, и думал. Причем тогда «думать» означало активное действие. Не то, что идешь куда-то, прохожих, разглядываешь, музыку в наушниках слушаешь, кому-то сообщение строчишь в Вацапе, и попутно о чем-то мысль проскакивает, нет. Думать означало – сосредоточится на процессе и только им заниматься. Как-будто сам себе кино показываешь.
«Мама сейчас на работе, наверное, репетирует с детьми какие-нибудь песни-танцы к концерту. Потом пойдёт в свой кабинет за сценой. Там гитара с пятью струнами, погремушки всякие, бубны, балалайки. Кастаньеты даже есть. И главное – картонный барабан для игры в «Поле чудес». И посох. Посох деда Мороза в мишуре. Есть и скучные всякие вещи: стол с бумагами, например. Мама садится за него и что-то пишет. А за окном – крыша столовой. Кабинет на втором этаже, а под окном, на первом – столовая. И можно по крыше столовой походить. В смысле, нельзя, но иногда можно…». Ну и так далее.
Со временем в баре людей поприбавилось, стало не до того. Хорошо это или плохо не знаю, только уверен, в любом деле так происходит.
И стали мама и папа, и родственники, и друзья совсем сами по себе жить. И никакого кино. Что говорить про обычных клиентов. Дела до них нет настолько, что я их забываю почти сразу, как только они из бара выходят. Помню только полных мудаков и полных немудаков. Ну и завсегдатаев. Как их забыть?
Можно бы сказать, что плохо так к людям относится, но… я вас умоляю. Если «Мертвая петля» закроется, они будут ходить и испытывать душевные муки, пока старческая деменция милосердно не сотрет их память? Да прямо в тот же день, сразу пойдут в другой бар! Будут там пить и веселиться. Так что не надо тут.
Получается, что каждый отдельно живёт и ни о ком, на самом деле, по-настоящему не думает. Или сильно занят, или нафиг не надо. Как к этому относиться, пока не решил. Решил только, что, если надо разобраться, хороший перед тобой клиент или говно на палке, надо возвращаться в те благословенные времена, когда можно было «активно о ком-то думать».
Недавно, например, мужик в бар забегает. В костюмчике такой, с портфелем, по сотовому говорит. Даже поздороваться нормально не может. Ткнул пальцем в доску, где сорта пива мелом написаны, и пошёл за дальний столик дальше трепаться. Был бы я молодой и нежный – огорчился бы. Потому что неприятно: я же стараюсь всё-таки, чтобы в баре хорошо было, уютно, чисто и чего попало людям не лью, хочется, немножко тепла, так сказать. Ну и всё в таком духе. Сейчас – до звезды. Главное, что морда платежеспособная.
Так бы я и внимания на него не обратил, но за стойкой рыжий один сидел, краснорожий, прям багровый, как будто лопнет сейчас. Уже нарезался он прилично. На мужика через плечо посмотрел и пробухтел:
- Деловой, бля!
И мне подмигивает. Я нейтрально улыбнулся и дальше стакан протираю.
- Не может он прерваться на десять секунд. Никакого ува… ик… уважения, бля.
И вот что-то этот рыжий вывел меня из равновесия. Первое, что подумалось: «Действительно. Какого это хрена так некультурно себя ведем?! И не налить ли тебе, говорун, пива подешевле и в немытый бокал?» А потом, как в старые добрые времена что-то я активно задумался, представил, как этот мужик день и ночь носится с телефоном.
И звонит телефон каждые тридцать секунд. До работы мужик еще не добрался, на поручне в автобусе висит, он уже звонит. На работе, понятно, звонит вообще всегда. В сортир мужик пойдет, он и там звонит. Покурить пойдет – не даст трубка спокойно поговорить. На обед сбежит – и там достанет, с ложкой у рта. И придется отвечать ведь. Раньше раба к гире приковывали, чтобы деру не дал, а теперь мобилу ему в руку, и пусть бежит, куда хочет, всё равно не убежит. И вот носился он весь день, как ужаленный, и решил под вечер зайти бокал пивка осушить. Перед тем как отправиться домой к не исключено, что жене-пиле и детям-Кинг-конгам. Ну и, конечно же позвонил телефон. Может жена, сказать, что надо фарш купить свино-говяжий грамм пятьсот, может босс – наехать из-за отчета какого-нибудь. Не столь важно. И мужик отвечает, но из последних сил хочет насладиться бокалом пивка. Подарить себе эти десять минут. И забывает он поздороваться с бармэном, до которого, как мы помним, ему нет дела и это взаимно. Ну вот и что из этого? Ничего!
Может такое быть? Может. Может и такое быть, что он обыкновенный козел. В общем, хрен его знает, какой он там в его, отдельной от моей, жизни. И что там у него происходит – загадка. Но происходит точно, и об этом надо помнить.
В «Мертвой петле», по крайней мере, помнят, можете быть уверены.
Еще про бар Мертвая петля