Детство Петра III было невесёлым: грозные воспитатели, суровый отец и постоянная муштра. Каким рос маленький Карл Петер?
Будущий Пётр III родился в Киле в семье герцога Голштинии Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского и Анны Петровны, дочери Петра I в 1728 году. Изначально семья отказывалась от каких-либо притязаний на российский престол: это было прописано в брачном договоре в 1724 году, то есть при жизни российского императора. Однако согласно новому указу о престолонаследии, российский государь мог сам назначить наследника. Так Пётр становился потенциальным претендентом сразу на две короны – российской и шведской, поскольку был также племянником Карла XII.
Своей матери Карл Петер практически не застал – она скончалась через три месяца после рождения сына. Окружённый солдатами и офицерами, мальчик обожал армейскую жизнь и мечтал о славе полководца. Но у сурового воспитания была и обратная сторона. В детстве к Карлу были приставлены два воспитателя: обер-гофмаршала Брюммера и обер-камергера Берхгольца. Оба издевались над наследным принцем.
По словам Якоба Штелина, российского воспитателя Карла Петера, Брюммер относился к мальчику «большею частию презрительно и деспотически, издевался над ним, бил его, привязывал за ногу к столу, заставлял стоять коленями на горохе, лишал ужина». Однажды он так довёл подростка, что тот чуть не заколол его шпагой. Между ними постоянно происходили ссоры и скандалы.
Его отец, герцог Карл Фридрих, не имел выдающихся способностей. Все его мысли занимало только одно – возвращение Шлезвига, который оккупировала Дания в ходе Северной войны. Нищий герцог не имел ни боеспособной армии, ни денег, ни могущественных друзей, чтобы вернуть отторгнутые земли. Поэтому надежда оставалась либо на Швецию, либо на Россию, и брак с Анной Петровной закреплял пророссийскую ориентацию герцога.
Отец внушил сыну мысль о реванше и возвращении Шлезвига. Сызмальства он обучал его муштре и шагистике, тот в раннем детстве получил офицерский чин. За малейшие провинности ребёнка наказывали, иногда запрещая ему смотреть на военные парады и развод караула. Голштинские офицеры учили наследника уставу и порядку, это не была высокая школа, но школа жизни: по мнению Карла Фридриха, так сын быстрее возмужает и станет достойным правителем его земель.
Екатерина II оставила воспоминания об этом периоде жизни своего будущего супруга – она приходилась Карлу Петеру троюродной сестрой: он «завидовал свободе, которой я пользовалась, тогда как он был окружен педагогами и все шаги его были распределены и сосчитаны». Отсутствие любви, суровое детство и постоянные издевательства наложили отпечаток на характер и психику сына герцога. По приезде в Россию Карл Петер сохранил привычки своей жизни в Киле – его в Петербурге воспринимали чужаком и подмечали чудаковатый характер великого князя.
Почитайте о том, как Пётр III оказался в России и почему он и Екатерина II не любили друг друга.
Наши каналы «ВКонтакте», телеграме и инстаграме – не пропустите!
Вы можете помочь каналу стать ещё интереснее – отправьте перевод через форму внизу👇 Ставьте лайки 👍 и подписывайтесь 🔔 на наш канал «горшочек каши»!