Найти тему
Die Geschichte mit Michel Ivanov

Краеведение: Никольская церковь в Пронске.

Влияние религии и диктат на жизнь общества в Российской Империи до 1917 года был огромен, особенно в провинции. Это отразилось на всей русской культуре и архитектуре. Было построенно множество церквей, даже в самых отдалённых местах России. В данной мини-статье расмотрена история одной небольшой церкви, которая находилась в Пронске.

Cовременный Пронск является районым центром и входит в состав Рязанской области. О провинциальных церквях, зачастую сведений не очень много и о Никольской церкви о которой пойдёт в мини-статье речь, сведений крайне мало и они обрывочны. Неизвестно как выглядела эта церковь, была ли она каменной или деревянной. Доподлино неизвестно почему эта церковь прекратила своё существование и когда. Её небольшое описание встречается у И. В. Добролюбова, который сделал описание всех цервей Рязанской губернии. Причина почему церковь перестала существовать И. В. Добролюбов не пишет. Впервые о Никольской церкви упоминается в приправочных книгах 1597 и 1598 годах.

Приправочные книги (от «приправка» — справка) — списки (копии) сводных документов (писцовых книг, дозорных книг, перечневых росписей и других документов). Приправочные книги составлялись в XVI—XVII вв. по району, который предстояло описать и выдавались писцам.

Впервые о Никольской церкви упоминается в приправочных книгах 1597 и 1598 годах. В приправочной книге было написано, что в казачей слободе находилось две церкви: Николая Чудотворца и церковь Преображения. В отличии от Преображенской церкви, Никольская церковь скорее всего не отапливалась зимой. При Никольской церкви была колокольня, а также в самой церкви находились книги, свечи. Священником местной церкви был Гаврилко, во дворе был церковный дьячок Степанко. Также при церкви был неизвестный по имени дьяк и проскурница Настасья.

Проскурница - устаревший аналог слова просвирница или просфорница - женщина при храме ответственная за выпечку просфор.

У Никольской церкви было 10 келий. В них проживали нищие, которых обеспечивала церковь. Третья часть территории при церкви занимали пашни.

Также в приправочной книге 1597 и 1598 годов присутсвует информация о дворах, которые находилсь в слободе. В Харитонове было 100 домов, где проживало 103 человека. В Молчанове было 73 дома, а в Дмитриеве 100.В обоих слободах проживало примерно по 100 человек. Из всех этих людей примерно 100 принадлежали Ненаши Колшкину, а также примерно 200 человек были казаками.

Кроме приправочных книг, о Никольской церкви встречаются упоминания в писцовой книге 1640 года. В это время в церкви был построен придел Успения Пресвятой Богородицы, который не отапливался зимой. Когда, как и кем он был построен неизвестно. В описании 1640 года написано, что при церкви было 2 священника, дьячок Якушка Фомин и пономарь Михаил Иванов. При церкви была отдельная келия для местной церковной проскурницы, а также были церковные крестьянские бобылейские дворы.

Бобыль-в Русском государстве XV - начала XVIII века одинокий крестьянин, не имеющий земельного надела. Назывались также «кутниками»; в восточных губерниях по социальному и налоговому положению близки к сословию тептярей.

Таким образом, наглядно видно, что Никольская церковь в 1640 году продолжает оказывать поддержку нищим. Пашни церковные были вспаханы и за ними вёлся уход. Дворов в Никольской слободе сократилось и стало 86. В них проживало 157 человек. Это свидетельствует о упадке и уменьшение значения слободы для региона.

Многочисленные документы XVII века свидетельствуют о том, что Пронск терял своё великолепие и свой статус города-крепости. В это столетие от ветхости обвалился пронский кремль. Доподлинно не известно, когда именно Николаевская церковь пришла в упадок. Документы «Разрядного приказа» повествуют о пожаре 1681 года из-за которого весь город практически выгорел. Так как в дальнейших документах церковь не упоминается, можно допустить, что церковь сгорела именно в это время, однако весомых оснований для этой версии нет.

Список литературы:

1. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями / Сост. свящ. Иоанн Добролюбов. Т. 1-4 Т. 2.-1885

2. История Пронска[Электронный ресурс]//История, культура и традиции Рязанского края.-2008–URL: https://62info.ru/history/node/2035