Маска, или подмена образа.
Прежде всего, следует обратить внимание, что речь в данной работе, вероятно, пойдет о некой «специфической» категории людей.
Т.н. невротических личностях.
Хотя, быть может, в какой-то мере все нижеперечисленное свойственно индивидам и с пограничной психикой, и с вовсе (до сей поры) незамеченными «вывертами» сознания.
Т.е. пользуясь медицинской терминологией – относительно здоровых. Впрочем, есть ли такие?
И тогда уже, прежде чем приступить к объяснению модели поведения нашей «специфической» публики, нам следует уяснить для себя – что же такое т. н. маска?
Несмотря на столь длинное вступление – ответ достаточно прост:
маска – именно тот образ, который каждый из нас являет при необходимости появления в обществе.
Возможности коммуникативного контакта.
А то и вовсе – жизни, существования в социуме.
Причем, в большей мере это не только оправданная мера, но и, зачастую,-- необходимая.
Попытаемся раскрыть тему подробней.
Как известно, каждый индивид являет собой некую неповторимую личность,
со своими (сформировавшимися за период жизни) особенностями.
Теми особенностями, которые не только позволяют отличить одного человека от другого (как личность),
но и, иной раз, служат причиной конфронтации (и возникающих противоречий) внутри социума.
И тогда уже – на помощь приходит маска (представляющая собой некий, зачастую вымышленный образ,
проецируемы индивидом из своих представлений о мире – на самого себя);
именно благодаря (выручившей нас) маске – возможно не только наладить, своего рода, коммуникационный контакт,
но и достигнуть какого-либо положения в обществе. Повысив, тем самым, свой статус.
И уже здесь нам бы хотелось обратить внимание – что, зачастую,
именно от изначально правильно выбранных приоритетов – зависит дальнейшая судьба индивида.
Его позиционирование в обществе. В которое он способен будет влиться –
как раз в соответствии с тем (выбранным им) образом, значение которого он для себя определил.
Ибо он уже и живет, и действует, и думает в соответствии со значимостью (и значительностью) той роли, в которую он вошел.
Т. е. можно сказать, что рассматриваемый нами индивид будет искусственно играть определенную роль,
базирующуюся на его каких-то представлениях и месте человека в коммуникационной среде, и уже отсюда –
он способен достигать порой и значительных высот в своем стремлении к совершенству.
Причем, мы нисколько не хотели сказать, что это плохо. Даже наоборот.
По нашему мнению, каждый человек должен иметь в своем арсенале маску (а то и несколько оных),
которую в зависимости от жизненных ситуаций он должен использовать.
Кстати, словно в подтверждении вышеприведенных слов, можно будет
вспомнить и теорию Юнга об архетипах и коллективном бессознательном
(то, что чуть позже Фрейд назвал филогенетическими схемами, филогенетическими осадками),
и теорию Фрейда (поддержанную Юнгом) о мифах.
Быть может это, каким-то образом, объясняет то, что определенная маска,
которой вы временно подменили свой настоящий образ, срабатывая на подсознательном уровне –
способствует установлению коммуникационного контакта.
Примерно здесь же кроется и объяснение симпатии (и антипатии), дружбы, любви, привязанности и т. п.
То есть всех тех моментов, которыми характеризуется наша жизнь.
(Кстати, популярность тех или иных актеров –
так же может объясняться тем, что выдуманный ими образ
оказался родственным какому-либо архетипу бессознательного поклонника.)
К тому же т.н. маска, на самом деле и важна, и необходима.
Ее роль, например, практически неоценима для неуверенных в себе людей.
Искусственно создавая некий антураж (и внешней атрибутики здесь как раз не надо бояться),
подобная личность способна будет занять свое (достойное) место в обществе.
Причем в иных случаях, это может быть действительно необходимая мера.
Вынужденно – необходимая.
И тогда уже останется только один вопрос – найти нужную вам маску.
Маску, которая не только позволит создать новый образ,
но, в иных случаях, и вообще поможет выжить в этом мире.
Сергей Зелинский
(психотерапевт, автор 250 книг, чемпион мира)