К старому ручному инструменту у меня слабость. Он мне нравятся. Нравится своеобразная, иногда корявая эстетика форм. Вороненость металла, инструменты не оружие, у них свои потертости и блики. Даже то, что инструменты почти всегда ржавые и не очень чистые, тоже нравится. Художник краски не боится. Мужские игрушки.
Хочу показать небольшую подборку пассатижей и плоскогубцев.
Пассатижи - многофункциональный ручной инструмент, предназначенный для захвата деталей разной формы.
Плоскогубцы - узкопрофильный ручной слесарно-монтажный инструмент с плоскими рабочими поверхностями.
Начнем с Дореволюционных пассатижей или плоскогубцы широкого профиля с кусачками. Производитель ЗаводЪ БильнесЪ 1902 год.
Заводъ Бильнесъ находился на территории Финляндии, которая тогда ещё входила в состав Российской Империи.
Следующие пассатижи тоже старые
Сапожные Щучки (в центре) загнутые, с молотком, служили для натяжки верха обуви на колодку.
На следующей фотографии, ремесленные универсальные пассатижи с гвоздодером на ручке и канавками для зачистки электропровода.
Внизу, артельные с клеймом.
Следующие пассатижи с завода ЗИС Москва.
ЗИС Москва, Завод Имени Сталина будущий ЗИЛ.
Такие пассатижи входили в штатный набор автомобилей выпускавшиеся на ЗИСе с 1931 по 1956 год. После 56-го года, уже ЗИЛы комплектовались инструментом с клеймом ЛЗИ, Льговский Завод Инструментов. Производили его заключенные в колонии, в Курской области.
Следующие пассатижи тоже связаны с ЗИЛом. Клеймо ААЗ ставили на инструментах которыми комплектовалась ЗИЛовская Военная техника собранная для Советской Армии (и других дружественных Армий). Московский Авто Агрегатный Завод, филиал ЗИЛа.
Автомобильные пассатижи с клеймом СИЗ редкие. Инструменты СИЗ производил Свердловский Инструментальный Завод для автомобилей Москвич-403 и Москвич-407 которые в начале 60-х годов выпускал МЗМА, Московский Завод Малолитражных Автомобилей, будущий АЗЛК.
Дальше пафосные пассатижи Сталинцы. Завод им. Сталина Павлово.
Это не ПАЗ на ул. Суворова, и не Павловский Инструментальный на ул. Коммунистическая.
Сейчас это Павловский опытно-экспериментальный завод Луч. Находится в деревне Лаптево Павловского района. В те времена завод специализировался на выпуске металлоизделий. В том числе и пассатижей с выразительным Сталинским клеймом.
А вот эти инструменты, уже от двух знаменитых Павловских Заводов.
Продукция нынешнего завода ПАЗ несколько раз меняла свое клеймо и назначение. Начиналось с инструментов "ЗАТИ" -Завод АвтоТракторного Инструмента. Потом "А-И" АвтоИнструменты. И наконец ПАЗ, Павловский Автобусный Завод.
Инструментами ЗАТИ комплектовались автомобили собранные на Горьковском АвтоЗаводе с 1932 по 1952 год.
Многие инструменты ЗАТИ воевали. И могут считаться Инструментами Победы. Жаль, об этом очень мало информации. А тема интересная и глубокая. Инструменты с клеймом ЗАТИ иногда появляются после раскопок поисковиков или черных копателей.
Клеймо А-И, все тот-же завод. Но уже после военный.
Инструменты с клеймом А-И лежали в багажниках Победы ГАЗ-М20, Советского внедорожника ГАЗ-69 и конечно Волга ГАЗ-21.
Во второй половине 60-х ГАЗовскую автоинструментальную эстафетную палочку перехватил старый, с 1842 года Теребенинский завод, а в 60-х Павловский Инструментальный Завод. Тогда и появилось клеймо "П". Это уже Волга ГАЗ-24 и другие автомобили которые выпускал Горьковский Автомобильный Завод. И не только ГАЗ. Тольяттинский ВАЗ, Жигули тоже комплектовались инструментом с клеймом "П".
Следующие параллельные плоскогубцы выпускались на военных заводах.
Параллельными они называются потому, что их губки движутся параллельно друг другу. И подобные плоскогубцы входили в штатный набор ЗИП станкового стрелкового оружия.
Эти плоскогубцы производились на Оборонном заводе №2 в Коврове. Они входили в комплект продукции Дехтяревского завода.
Плоскогубцы и круглогубцы из нержавейки с оборонного завода НИИ Радиоэлектроники "Ленинец". Город Ленинград.
Завод основан в 1944 году и много раз менял свое название: Завод №287, НКАП, МАЛ, МОП, ГКРЭ, п/я 934 и механический завод "Ленинец". Вот сколько названий, а инструменты одни, не сменные.
Следующие пассатижи приехали из Европы.
UIC -Международный Союз Железных дорог. Они входили в комплект инструментов локомотивных бригад и ремонтников.
Дальше плоскогубцы и пассатижи разной формы.
WERUS, Германия
Еще одни пассатижи с клеймом "СИЗ". Хромированные с эргономичной, изогнутой ручкой. Очень удобно лежат в руке, работать ими комфортно.
Следующие, из комплекта Советского Лимузина ЗИС-101. Выпускался на Заводе Имени Сталина с 1936 по 1941 год.
Пока все. Если Вам интересно или у Вас есть дополнения и исправления (я мог что-то напутать). Пишите комментарии. Объективная критика приветствуется.