Найти тему
Бродило

Плоскогубцы. Скромная прелесть старого инструмента. Часть первая.

Фото автора
Фото автора

К старому ручному инструменту у меня слабость. Он мне нравятся. Нравится своеобразная, иногда корявая эстетика форм. Вороненость металла, инструменты не оружие, у них свои потертости и блики. Даже то, что инструменты почти всегда ржавые и не очень чистые, тоже нравится. Художник краски не боится. Мужские игрушки.

Хочу показать небольшую подборку пассатижей и плоскогубцев.

Пассатижи - многофункциональный ручной инструмент, предназначенный для захвата деталей разной формы.

Плоскогубцы - узкопрофильный ручной слесарно-монтажный инструмент с плоскими рабочими поверхностями.

Фото автора
Фото автора

Начнем с Дореволюционных пассатижей или плоскогубцы широкого профиля с кусачками. Производитель ЗаводЪ БильнесЪ 1902 год.

Фото автора
Фото автора

Заводъ Бильнесъ находился на территории Финляндии, которая тогда ещё входила в состав Российской Империи.

Фото автора
Фото автора

Следующие пассатижи тоже старые

Фото автора
Фото автора

Сапожные Щучки (в центре) загнутые, с молотком, служили для натяжки верха обуви на колодку.

На следующей фотографии, ремесленные универсальные пассатижи с гвоздодером на ручке и канавками для зачистки электропровода.

Фото автора
Фото автора

Внизу, артельные с клеймом.

Следующие пассатижи с завода ЗИС Москва.

Фото автора
Фото автора

ЗИС Москва, Завод Имени Сталина будущий ЗИЛ.

Фото автора
Фото автора

Такие пассатижи входили в штатный набор автомобилей выпускавшиеся на ЗИСе с 1931 по 1956 год. После 56-го года, уже ЗИЛы комплектовались инструментом с клеймом ЛЗИ, Льговский Завод Инструментов. Производили его заключенные в колонии, в Курской области.

Фото автора
Фото автора
Фото автора. Автомобильные пассатижи
Фото автора. Автомобильные пассатижи

Следующие пассатижи тоже связаны с ЗИЛом. Клеймо ААЗ ставили на инструментах которыми комплектовалась ЗИЛовская Военная техника собранная для Советской Армии (и других дружественных Армий). Московский Авто Агрегатный Завод, филиал ЗИЛа.

Фото автора
Фото автора

Автомобильные пассатижи с клеймом СИЗ редкие. Инструменты СИЗ производил Свердловский Инструментальный Завод для автомобилей Москвич-403 и Москвич-407 которые в начале 60-х годов выпускал МЗМА, Московский Завод Малолитражных Автомобилей, будущий АЗЛК.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Дальше пафосные пассатижи Сталинцы. Завод им. Сталина Павлово.

Фото автора
Фото автора

Фото автора
Фото автора

Это не ПАЗ на ул. Суворова, и не Павловский Инструментальный на ул. Коммунистическая.

Фото автора
Фото автора

Сейчас это Павловский опытно-экспериментальный завод Луч. Находится в деревне Лаптево Павловского района. В те времена завод специализировался на выпуске металлоизделий. В том числе и пассатижей с выразительным Сталинским клеймом.

Фото автора
Фото автора

А вот эти инструменты, уже от двух знаменитых Павловских Заводов.

Фото автора
Фото автора

Продукция нынешнего завода ПАЗ несколько раз меняла свое клеймо и назначение. Начиналось с инструментов "ЗАТИ" -Завод АвтоТракторного Инструмента. Потом "А-И" АвтоИнструменты. И наконец ПАЗ, Павловский Автобусный Завод.

Фото автора
Фото автора

Инструментами ЗАТИ комплектовались автомобили собранные на Горьковском АвтоЗаводе с 1932 по 1952 год.

Фото автора
Фото автора

Многие инструменты ЗАТИ воевали. И могут считаться Инструментами Победы. Жаль, об этом очень мало информации. А тема интересная и глубокая. Инструменты с клеймом ЗАТИ иногда появляются после раскопок поисковиков или черных копателей.

Фото автора
Фото автора

Клеймо А-И, все тот-же завод. Но уже после военный.

Фото автора
Фото автора

Инструменты с клеймом А-И лежали в багажниках Победы ГАЗ-М20, Советского внедорожника ГАЗ-69 и конечно Волга ГАЗ-21.

Фото автора
Фото автора

Во второй половине 60-х ГАЗовскую автоинструментальную эстафетную палочку перехватил старый, с 1842 года Теребенинский завод, а в 60-х Павловский Инструментальный Завод. Тогда и появилось клеймо "П". Это уже Волга ГАЗ-24 и другие автомобили которые выпускал Горьковский Автомобильный Завод. И не только ГАЗ. Тольяттинский ВАЗ, Жигули тоже комплектовались инструментом с клеймом "П".

Фото автора
Фото автора

Следующие параллельные плоскогубцы выпускались на военных заводах.

Фото автора
Фото автора

Параллельными они называются потому, что их губки движутся параллельно друг другу. И подобные плоскогубцы входили в штатный набор ЗИП станкового стрелкового оружия.

Фото автора
Фото автора

Эти плоскогубцы производились на Оборонном заводе №2 в Коврове. Они входили в комплект продукции Дехтяревского завода.

Фото автора
Фото автора

Плоскогубцы и круглогубцы из нержавейки с оборонного завода НИИ Радиоэлектроники "Ленинец". Город Ленинград.

Фото автора
Фото автора

Завод основан в 1944 году и много раз менял свое название: Завод №287, НКАП, МАЛ, МОП, ГКРЭ, п/я 934 и механический завод "Ленинец". Вот сколько названий, а инструменты одни, не сменные.

Фото автора
Фото автора

Следующие пассатижи приехали из Европы.

Фото автора
Фото автора

UIC -Международный Союз Железных дорог. Они входили в комплект инструментов локомотивных бригад и ремонтников.

Фото автора
Фото автора

Дальше плоскогубцы и пассатижи разной формы.

Фото автора
Фото автора

WERUS, Германия

Фото автора
Фото автора

Еще одни пассатижи с клеймом "СИЗ". Хромированные с эргономичной, изогнутой ручкой. Очень удобно лежат в руке, работать ими комфортно.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Фото автора
Фото автора

Следующие, из комплекта Советского Лимузина ЗИС-101. Выпускался на Заводе Имени Сталина с 1936 по 1941 год.

Фото автора
Фото автора

Фото автора
Фото автора

Пока все. Если Вам интересно или у Вас есть дополнения и исправления (я мог что-то напутать). Пишите комментарии. Объективная критика приветствуется.