В начале сентября 2020 года в Швейцарии был открыт железнодорожный туннель через Альпы под горой Ченери, в кантоне Тичино. Он является продолжением трансальпийской железнодорожной трассы с севера на юг.
До этого альпийские горы уже не раз пронизывали во многих местах железнодорожные и автомобильные трассы, а самым первым туннелем, положившим начало грандиозным проектам по транспортному обустройству Альп, стал туннель Сен-Готард, открытый в 1882 году.
Перевал Сен-Готард обозначает точку смены бассейнов: так, по одну сторону — реки рейнского бассейна текут в Северное море, а по другую реки Рона и По — в Средиземное море.
Первая дорога, ставшая важной частью торгового пути между Италией и Германией была проложена через перевал Сен-Готард в XIII веке. По опасным горным тропам шли торговые караваны, паломники и миссионеры. Сложный переход через горы преодолевали за несколько дней, останавливаясь на ночлег на небольших постоялых дворах или в монастырских приютах. В некоторых местах, там, где заканчивалась узкая тропа, людям и животным приходилось следовать по деревянному настилу, закрепленному на цепях в отвесных скалах прямо над глубокой пропастью. С конца сентября по май всякая жизнь на перевале прекращалась. Многометровый слой снега делал переход невозможным.
Св.Готард Гильдесхаймский
Св.Готард (960-1038) — римско-католический святой баварского происхождения. Всю свою жизнь он посвятил изучению теологии. Много странствовал по свету — от Рима до города Пассау. Стал бенедиктинским монахом, а потом и епископом. Благодаря Готарду было построено более тридцати церквей. Однажды он заболел и скоропостижно скончался. Но его так уважали при жизни, что после смерти и вовсе решили причислить к лику святых. Последователи св.Готарда Гильдесхаймского увековечили его память в строительстве приюта на горном перевале в Швейцарии. Именно здесь монахи выхаживали раненых суворовских солдат. Св. Готард считается покровителем путешествующих торговцев и ему посвящены многие церкви и часовни в Альпах.
НАЧАЛО НОВОЙ ЭПОХИ
В августе 1853 года девять швейцарских кантонов создали специальный комитет по строительству туннеля. После изыскательских работ, закончившихся в 1861 году, стало ясно, что длина туннеля составит не менее 16 км. По тем временам прорыть столь длинный туннель было практически невыполнимой задачей, требовавшей серьезного финансирования и технического оснащения.
Решение принес Альфред Эшер, видный политический деятель и финансист. В 1869 году для строительства дороги ему удалось привлечь представителей трёх стран: Италии, Германии и Швейцарии. Было определено не только долевое участие в строительстве, финансовый риск каждой стороны и сроки окончания работ. Завершить строительство предполагалось через восемь лет.
АЛЬФРЕД ЭШЕР
Ключевая фигура в истории Швейцарской Конфедерации, человек сильного характера и серьезных убеждений. Альфред Эшер родился 20 февраля 1819 года в состоятельном семействе в городе Цюрих. Эшеры были известны как талантливые политики, инженеры и государственные деятели. Дедушка Альфреда, Ханс Каспар (1755–1831) служил в армии в России, отец — Хайнрих (1776–1853), успешно занимался торговлей. Альфред получил прекрасное образование и уже в возрасте 23 лет стал доктором юридических наук. Спустя два года его избрали в парламент родного кантона, а в 1846 году и в парламент Швейцарии.
А.Эшер будучи крупным предпринимателем, обладал поистине неограниченной властью, занимая различные государственные посты и должность бургомистра в Цюрихе. По сути Альфред Эшер, которого соотечественники называли «королем Альфредом» или «царем Цюриха» был классическим олигархом, совмещавшим бизнес и политику. Спустя 30 лет, во времена политической активности социалистов, он был вынужден покинуть городское управление, да и вся его жизнь оказалась в дальнейшем весьма трагичной.
Ну а пока, будучи на пике славы, прекрасный организатор и человек не боявшийся неожиданных решений, Альфред Эшер с головой уходит в реализацию различных проектов – один грандиознее другого: создает финансовую компанию, ставшую впоследствии Швейцарским кредитным банком (Crédit Suisse), учреждает Швейцарский пенсионный комитет (сегодня страховая компания Swiss Life), участвует в создании политехнического института в Цюрихе (ETH), возглавляет строительство северо-восточной железной дороги между Цюрихом и Боденским озером. Но самым большим, и самым трудным делом стало его участие в проекте строительства железной дороги через Сен-Готардский перевал.
В середине 1873 начались строительные работы. Огромные трудности и растущие дополнительные расходы осложняли реализацию проекта. Постоянные упреки и критика стала все чаще звучать и в адрес его президента – Альфреда Эшера. Уставший от постоянных нападок, Эшер оставляет свой пост. В последствии его даже не сочли необходимым пригласить на торжественное событие по поводу завершения одного из главных этапов строительства и даже на открытие туннеля 1 июня 1882 года.
Инициатор и вдохновитель самого важного проекта в Швейцарии, а, возможно, и в Европе в XIX веке, переживший стремительный взлет карьеры и громкую славу, оставленный добрым вниманием и уважением людей, для которых он так много сделал, Альфред Эшер скончался 6 декабря 1882 года.
СТРОЙКА ВЕКА
13 сентября 1872 года началось создание первого участка пути. Уже тогда подрывники и инженеры сделали печальный вывод: то, что удачно складывалось в чертежах и бумагах, в реальной жизни потребовало не только мастерства, но и отчаянной смелости всех, кто трудился на опасных участках. Неприступные Альпы скрывали в своих недрах много неприятных сюрпризов и неохотно впускали в них людей.
Строители туннеля работали при температуре не ниже +33 °С. За продвижение вперед приходилось платить человеческими жизнями. Из-за обвалов в туннелях погибали рабочие. В 1876-1877 годах работы были приостановлены из-за сложной финансовой ситуации, связанной с превышением бюджета. 19 июля 1879 года во время проведения очередных инспекционных работ умер от инфаркта Луи Фавр, главный инженер проекта. Сердце талантливого инженера, проведшего в туннеле 223 дня, не выдержало нагрузки.
«Прóклятый Готард» называли строители первого альпийского железнодорожного туннеля здешние горы. Они спали в грязных бараках на тюфяках с гнилой соломой, а когда в 1875 году шахтеры попытались протестовать против невыносимых условий труда, швейцарская полиция открыла огонь – четверо рабочих были убиты на месте, многие получили тяжелые ранения.
Мало кто тогда верил в удачный исход. На строительстве первого туннеля Сен-Готард погибло сто семьдесят семь человек. Те, кто не погиб в обвалах, от выбросов подземных вод, умер от болезней легких – их медленно, но верно разъедала гранитная пыль.
Несмотря на все трудности, строительство туннеля продолжалось. В феврале 1880 года северная и южная шахты состыковались. Строителям туннеля под Сен-Готардом повезло – галереи разошлись всего на несколько метров. «Святой Готард сжалился над нашими муками», – говорили рабочие.
В 1882 году основные работы были завершены. Окончательная стоимость проекта составила 227 млн. франков. Его удалось осуществить при участии 5'472 рабочих и инженеров, многие из них заплатили собственной жизнью за строительство самого длинного туннеля в Европе.
В 1980 году рядом с железнодорожным, был построен и введен в эксплуатацию автомобильный туннель. На момент своего открытия он был самым длинным туннелем в мире, протяженностью 16,9 км.
Вплоть до 2010 года – момента открытия самого длинного базисного (расположенного у подножия горы) железнодорожного туннеля в мире длиной 57 км, первый Сен-Готардский туннель, строительство которого было инициировано Альфредом Эшером, – оставался единственным транзитным путем через Альпы.
Текст: Михаил Гусаров // SA
Подписывайтесь на наш канал в YouTube !
И, конечно же, подписывайтесь на нас в «Дзене» !