Найти в Дзене
PhiloЛогично!

Дневник репетитора. За маминой юбкой...Как родители вредят собственным детям?

Оглавление


Это постановочное фото из известного фотопроекта "Обратная сторона материнской любви" как нельзя лучше иллюстрирует явление гиперопеки. Фотограф Анна Радченко.  Из свободных источников.
Это постановочное фото из известного фотопроекта "Обратная сторона материнской любви" как нельзя лучше иллюстрирует явление гиперопеки. Фотограф Анна Радченко. Из свободных источников.

Наверное, в наше время каждый хоть раз слышал такой термин, как "гиперопека".

Словарь терминов по общей и социальной педагогике дает следующее определение этому явлению:

Гиперопека- чрезмерная опека детей, проявляющаяся в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защитить его даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам, заставлять поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом.
Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006.

В русском языке это слово приобрело устойчивую отрицательную коннотацию. Часто о гиперопеке говорится как о чем-то пагубном и нездоровом. И действительно, все психологи сходятся во мнении, что ребенку с определенного возраста необходимо предоставлять всё большую и большую свободу действий и приучать к своей зоне ответственности, в противном случае есть риск вырастить того, кого в народе презрительно называют "маменькин сынок" (вариант может быть и женским).

К чему я это всё?

Есть среди моих клиентов одна мама, которая меня удивляет.


В мае, в разгар всей этой карантинной истории, ко мне "постучалась" мама двух четырнадцатилетних мальчиков-близнецов по поводу занятий по зуму. Мама непременно хотела, чтобы ребята занимались вдвоем. Понять её можно, ведь занятия в паре дешевле, чем индивидуально. Однако, признаться честно, на тот момент у меня еще не было практики ведения онлайн урока с двумя учениками. Я ответила, что о возможности таких занятий я смогу сказать только после первого урока, когда оценю уровень ребят. Мама спросила, сможет ли она
на первом уроке подключиться к нашей конференции, чтобы "послушать-посмотреть, что и как". Конечно, я без проблем согласилась. Да пожалуйста! Я всегда только приветствую намерение родителя поприсутствовать на первом уроке (пусть даже виртуально). Ведь в этом случае родитель сможет оценить реальный уровень своего ребенка, хотя бы в общих чертах понять, какие имеются пробелы, да и вообще познакомиться со мной и моей манерой общения и ведения урока. В конце концов, родители имеют право знать, за что они будут платить деньги. Поэтому я не имела ничего против того, чтобы мама на первом уроке подключилась и послушала.

Первый урок состоялся. Всем всё понравилось. Захотели продолжать заниматься.

Как выяснилось, уровень владения языком у ребят разный, хоть и учатся в одном классе. Один значительно "сильнее" другого. Однако мама все же настояла, чтобы они занимались вместе, проигнорировав мои доводы о том, что у мальчиков разный уровень, а потому я крайне не рекомендую им заниматься совместно. Ну да ладно, не в этом суть. Мама все-таки решила сэкономить настоять на совместных занятиях. Что ж, хозяин-барин. Правда, я сразу предупредила, что в таком случае не могу гарантировать устойчивую результативность занятий, поскольку уровень учеников отличается. Стали заниматься.

Что же меня удивляет?

В начале статьи я упомянула, что мама этих мальчиков меня удивляет. И вот чем:

она подключалась не только к первому уроку, но и ко всем последующим!


Происходит это так: я скидываю ей ссылку на конференцию, а она уже передает её сыновьям и подключается сама.

Зачем??
Неужели нечем больше заняться? Неужели не хочется заняться своими делами, отдохнуть и т.д.? Зачем целый час слушать то, в чем не разбираешься?


Естественно, у меня закрались сомнения... Я подумала, что, вероятно, её что-то не устраивает в моей работе, раз она из урока в урок, не пропуская ни одного, присоединяется к нашим конференциям. Но нет!
Она всем довольна и даже более того. Она сама (без всяких моих вопросов) сказала мне, что ей очень нравится, как я преподаю и что они хотят продолжать заниматься у меня и в новом учебном году.
Если всё нравится и всё устраивает, тогда зачем контролировать каждый урок своих детей? Не понимаю...
Честно говоря, я не стала у нее спрашивать. Ну присоединяется и присоединяется. Как говорится, каши не просит. Меня ничуть не смущает её "присутствие" на уроке. Хотя моя подруга (тоже репетитор) говорит, что ей было бы жутко некомфортно вести урок в присутствии родителя. Для меня это не составляет проблемы. Я могу вести урок в чьем угодно присутствии. Видимо, годы работы в школе не прошли даром:)

За эти четыре месяца, что мы занимаемся, мама этих близнецов не появлялась на наших занятиях от силы раза 4-5. Причем я заметила, что в те редкие случаи, когда её не было, ребята отвечали более активно и уверенно. Конечно, никому не понравится быть постоянно под прессингом и всевидящим оком мамочки... Мне даже стало немного жаль этих мальчишек, которые не могут иметь какое-то минимальное личное пространство даже во время своего урока и всегда находятся под надзором.

Естественно, воспитание не позволило мне напрямую сказать маме этих учеников, мол: "Э, вообще-то договаривались о присутствии на одном уроке, а Вы на каждом "сидите"! Может, хватит уже?" Я сказала об этом завуалированно, а именно: что в её отсутствие ребята занимались и отвечали гораздо лучше, и что, возможно, её незримое присутствие на уроке может их смущать (особенно более слабого из братьев, который и без того всё время тушуется). Я надеялась, что это сработает, и мама прислушается к мнению преподавателя. Но не тут-то было. Мама продолжила и до сих пор продолжает "заходить" на каждый урок.
Я махнула на это рукой. Если эта мама предпочитает методику тотального контроля своих детей даже на занятиях, то я вряд ли что-то могу поделать с этим. Однако мне кажется, что этим она только оказывает своим сыновьям медвежью услугу.

А как Вы считаете?

Что Вы думаете об этой ситуации?

Сталкивались ли с примерами гиперопеки?

Или, быть может, Вы сами замечали за собой черты "наседки"?


Д
елитесь мнением о статье, рассказывайте свои истории, ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал!