Когда я покупаю винтаж, я всегда выворачиваю платье наизнанку - даже если не имею никаких сомнений в том, что вещь подлинная. Просто с изнанки винтаж разговаривает куда красноречивей, чем с лица: там видны швы, понятно их качество. А еще там проступают следы предыдущих распоротых швов, можно найти старую наметку - иногда двумя-тремя разными видами ниток. Всё это говорит о том, что платье - хоть и неживой предмет, очень чутко реагирует на воздействие живого тела. И вот тут можно про эмоции, с платьем связанные - а можно про физическое воздействие тела на ткань и ткани на тело. Сегодня сосредоточимся на втором.
Странно сказать, но некоторых кентавров - то есть совершенно непропорционально скроенные модели - я покупаю ради вот такой археологии. Берешь уродца, выворачиваешь наизнанку, смотришь на просвет - а вот и следы первоначального кроя проступают. Можно думать и гадать, кто, когда и в каких целях развлекался перешиванием. Очень захватывающее занятие.
Еще более захватывающее занятие - поднимать сразу несколько слоев информации и фиксировать их. Проделала этот опыт в исследовательских целях на шелковом платье конца 1950-х - середины 1960-х годов.
Изначально платье было куплено ради принта:
Потом пришлось помучиться с определением размера. Как всегда, я примерила платье на себя, чтоб прикинуть, какое оно вообще - большое или маленькое. Я ношу российский 42й при росте 161 см - это маленький размер и небольшой рост. Но я еле влезла. Прикинув, что шерсть и шелк при стирке садятся, а вернуть их к нормальному размеру можно отпаривателем, я поработала с материалом - и не только влезла в платье, но даже немного в нем утонула. Итак, размер у него - вполне человеческий.
А что с переделками? Швы утверждают, что переделок было как минимум две.
Возможно, сперва платье было больше. Потом его ушили до маленького размера, а потом пытались слегка увеличить.
Для наглядности я вышила синими нитками все адекватные следы бывших швов с левой стороны спинки и переда. А правую сторону оставила как есть.
Судя по расположению вытачек, изначально платье было больше, значительно больше.
Интересно и то, что на месте старой вытачки ткань имеет другой оттенок: она там не выгорела. Значит, не так-то и долго носили вещь в новом размере. Либо к платью был жакет. Есть едва заметная линия в районе талии, разделяющая менее и более выгоревшие участки. Но и это, конечно, тоже неточно.
Отдельно хочется отметить косую бейку из совершенно другой ткани. Не раз и не два я сталкивалась с таким способом экономии: внутренние детали кроятся из того, что попроще или вовсе из обрезков.
Идем дальше. Платье уменьшили, но потом, видимо, пришлось его слегка увеличить. В правый боковой шов вставили клин шириной в несколько сантиметров. В другой боковой шов ничего не вставляли:
Вытачки на спинке и на лифе переделывали не один раз:
На лифе:
Ну и последнее: старые швы.
Центральный задний шов мелкий, хотя есть следы, свидетельствующие о том, что раньше он был глубже. И заделан очень аккуратно. Боковые обметаны вручную. Подол же и вовсе держится на наметке, с которой платье мне досталось.
Остается в общем только один вопрос: дальнейшая функция платья.
Возможно, я отмечу вышивкой все бывшие швы - если будет время. Платье - отличный выставочный экспонат, но, конечно, мне будет интересно надеть его в люди и посмотреть на реакцию знатоков. Что заметят, что упустят и где найдут новую концепцию.