Предыдущие части: Что такое трекер, Установка LMMS, Первый трек, Добавляем ударные и пианино
Читайте также: Музыкальный ликбез
Цель данного цикла материалов – освоить практическую работу в бесплатном музыкальном редакторе LMMS. Ранее мы создали пробный трек, который состоит из трёх дорожек: ударных, баса и пианино.
В каждой дорожке есть по два паттерна: основной и альтернативный. Это сделано для того, чтобы музыка не была слишком монотонной. Напомню, что паттерны мы получали фактически случайным перебором нот и поэтому особой художественной ценности они не имеют – во всяком случае в моём варианте.
Сейчас мы завершим и экспортируем трек, а творческие моменты, то есть как придумывать и оформлять музыку, мы обсудим позже уже на готовом примере, проанализировав каждый паттерн.
На данный момент бас и ударные создают ритмическую основу, по которой движется лидирующая мелодия, исполняемая на пианино. Она играется по одной ноте и поэтому звучит недостаточно полновесно. Мы добавим к ней аккорды.
Аккорды, как ни странно, это технически более лёгкая часть, чем всё остальное. Для пианино написаны два паттерна, на каждый паттерн нужно по два аккорда, то есть всего нужно 4 аккорда, или 4 базовые ноты. Почему я говорю "нужно" и почему именно столько? Просто это самый ходовой вариант.
Если бас и ударные создают ритмическую основу, то аккорды создают гармоническую основу. Они не должны играть мелодию, они должны просто напоминать о том, в какой тональности мы находимся. Паттерны у нас состоят из двух тактов, так что на один такт можно играть один аккорд.
Правила будут те же, что для любой другой партии:
- все аккорды должны быть в родном тональном пространстве (у меня это ре-минор)
- в аккордах не должно быть нот, имеющих интервал в полутон с нотами баса или пианино
- последовательность аккордов, циклически повторяясь, должна возвращать нас "домой", то есть к корневой ноте лада (у меня это "ре")
Если не удаётся подобрать аккорд, ноты которого не диссонируют с другими дорожками, то можно попробовать поменять ноты в этих дорожках. А также можно сдвинуть "плохую" ноту и в самом аккорде – вы просто получите какой-то другой аккорд, вот и всё. Не забывайте, что ноту сдвигать нужно всё равно так, чтобы она оставалась в выбранной тональности. Процесс итеративен – меняем одно, слушаем, меняем другое, опять слушаем, и так далее, пока не получим что-то нормально звучащее.
В первом паттерне я поставил аккорд ре-минор на оба такта. Мелодия начинается с "ре", и поэтому одноимённый аккорд сразу поддерживает её и устанавливает правильное чувство "дома". Но что это? Я сказал про "ре-минор", однако мы видим два разных аккорда, и у первого базовая нота "фа", а у второго "ля". Что это значит?
Это я применил инверсию аккорда. Ре-минор это "ре-фа-ля". В первом такте я перенёс ноты "фа" и "ля" на октаву ниже. Во втором такте я перенёс ноту "ля" на октаву ниже. Таким образом, оба эти аккорда – ре-минор, но с разными инверсиями.
Звучат, они, конечно, немножко по-разному, но с точки зрения гармонии они идентичны.
Второй вопрос – зачем я это сделал? Низачем, я просто сначала построил один аккорд, послушал, поменял и т.д., и в результате я пришел к вот такому звучанию. Здесь нет рациональных объяснений, только личные ощущения.
Обратите внимание, что мелодия в этом паттерне также по большей части состоит из нот "ре", "фа" и "ля", так что здесь мы фактически играем один большой и разнесённый на разные октавы и доли аккорд "ре-минор". Вопросов к гармонии быть не должно.
Теперь второй паттерн:
Здесь в первом такте использован аккорд "ля-минор" (ля-до-ми-соль), да, из 4-х нот (он же септаккорд), почему? Да всё потому же – пробовал, сравнивал. Можно заметить, что в мелодии есть нота "фа", которая будет диссонировать с нотой "ми" в аккорде, так как между ними расстояние в полутон. И да, они диссонируют, но нота "фа" короткая и сразу разрешается в "ми". Такие ноты называются "проходящими" и они допустимы.
Во втором такте – аккорд "не пойми что". Похоже, что это недостроенный "соль-мажор" (соль-си-ре) с двумя нотами "соль". Нота "си" отсутствует, потому что она конфликтовала бы с нотой мелодии "до". В общем, получилось вот так.
Общая аккордовая последовательность получилась "ре-ре-ля-соль", и если попробовать её сыграть зацикленно, то она отвечает заданным ранее требованиям.
Теперь можно скопировать паттерны с аккордами и удалить из них мелодию, оставив только аккорды. Мы можем использовать сначала только аккорды, потом аккорды с мелодией, чтобы разнообразить трек. Кроме того, я добавил ещё вводный паттерн для пианино. С него начнётся трек. А также финальные паттерны для баса и пианино, которые закончат трек, основательно приведя его "домой". Вводным и финальным паттернам будут также посвящены следующие материалы.
Как звучит каждый паттерн по отдельности и трек целиком, вы можете посмотреть и послушать тут:
Вы также можете скачать файл проекта.
Теперь, когда трек готов, можно его экспортировать. Выберите пункт File → Export, появится диалоговое окно:
Здесь вы можете задать имя выходного файла и выбрать его формат: WAV, OGG или MP3. Давайте выберем MP3, чтобы посмотреть дальше на опции.
Вы можете нажать на кнопку Start, чтобы начать немедленно экспортировать файл. Но опции, выставленные по умолчанию, не самые качественные, поэтому можно их изменить. К сожалению, LMMS при каждом экспорте сбрасывает настройки. Непонятно зачем, или это какой-то баг, но придётся с этим жить.
Итак, для наиболее качественного MP3 можно выбрать нормальное Stereo вместо Joint Stereo, а также битрейт 320 KBit/s. В правой части интерполяцию можно поменять на Sinc Best, а Oversampling я не трогал. Также есть два важных чекбокса:
- Export as loop – экспортировать трек, обрезав его сразу, как закончится последний паттерн. Это позволяет зацикливать трек, переходя от его конца сразу к началу. В противном же случае после окончания трека будет добавлено дополнительное время, чтобы все инструменты, которые играли, успели затихнуть.
- Export between loop markers – экспортировать только то, что находится между метками повторения. То есть таким образом можно экспортировать не весь трек, а только его часть.
Вот и всё! Экспортируйте трек и слушайте его. На этом тренировка закончена, и далее мы будем разбирать разные вопросы, которые касаются создания музыки и звуковых эффектов в играх.