Привет, друзья! С вами, Евгения – автор канала «Читающий хомяк».
Школу я закончила довольно давно, но некоторые книги из школьной программы по литературе все еще остаются не только в памяти, но и любимыми. Итак, что же мне нравилось читать в школе:
№ 1 «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголь.
Эту повесть мы читали где-то в 5-6 классах. Незабываемое и одно из любимейших произведений, в котором хорошо все, начиная от объема и сюжета, и заканчивая слогом. Возможно, мне близка эта повесть еще и потому, что описанные в ней обряды все еще исполнялись в том селе, где живет моя бабушка. Дети и взрослые носили вечерю, пели колядки и щедровки. Сейчас и детей почти нет, и не ходят уже, а вот в конце 1990 и 2000 гг. еще ходили. И зимы были другими, морозными и снежными, прямо такими, как описано в повести. «Ночь перед Рождеством» я перечитывала, а сейчас и пересматриваю еще советский фильм, каждый год. Это уже своего рода ритуал.
Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь поступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа 1. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.
№2 Мцыри, Демон, Вадим – М. Ю. Лермонтов
У Лермонтова я люблю все. Какое же это было счастье купить двухтомник его сочинений классе этак в восьмом. До этого я запоем читала только его стихи и поэмы, после появления книги приобщилась и к прозе. Очень понравился незаконченный роман «Вадим». Возможно, потому, что на тот момент я впервые столкнулась с тем, что героем книги выбирается не совсем положительный персонаж, который положительным вроде не собирается делаться, в общем перевоспитать его не получится. В этом романе было представлено все, чем может интересоваться подросток 14 лет – приключения, война, любовь, месть, попранные честь и достоинство. Главного героя Вадима не пощадили ни природа, ни люди. Он горбун, вынужденный терпеть насмешки окружающих и наблюдать за тем, как родная сестра влюбляется в сына злейшего врага.
№3. «Песнь о вещем Олеге» - А.С. Пушкин
«Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…» Эту балладу, выученную мною наизусть в пятом классе, помню и сейчас. Певучая, ритмичная, сказочная. Вещий Олег надолго запомнился, нет, не как кумир, а как человек, ничего не боящийся в реальном мире, но уступающий судьбе, року. Вещий Олег может и не хочет верить в предначертанное, но склоняется перед мудростью веков.
№4. «Дары Волхвов» О. Генри
Не помню, в каком классе мы читали это произведение, но история о преданности и жертвенности во имя любви запомнилась надолго. Он продает часы, а она волосы, чтобы купить ремешок для часов и гребень для волос. Трогательно, просто и понятно в любом возрасте.
№5. Все стихи Есенина
Есенин мне полюбился еще до того, как мы начали изучать его в школе. Любимое – это «Письмо матери». Помните?
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет…
Это стихотворение я тоже учила наизусть, кажется, его не задавали, но как любимое не выучить!
№6 «Василий Теркин» - А. Твардовский
Слова здесь лишни, это произведение хочется читать и перечитывать в любом возрасте. С удовольствием прочла его в школьные годы и кажется, такое же удовольствие получили не слишком любившие читать одноклассники.
№7. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищев
Наверное, с этой книги началась моя любовь к истории, после ее прочтения захотелось не только узнать, как все было на самом деле, но и копнуть глубже, прочесть, например, записки Екатерины Великой и ее подруги Дашковой.
№8. «Евгений Онегин» - А.С. Пушкин
Во времена прочтения «Евгения Онегина» любовь меня интересовала мало, особенно все эти слезливые любит – не любит, плюнет – поцелует, но сама поэма написана великолепным языком, что привлекло и не оставило равнодушной. В итоге я учила ее наизусть даже без требования учителя.
№9. Стихотворения Н. Заболоцкого
Мне нравятся все стихотворения этого поэта, но «Журавли» особенно:
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе —
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
№10. «Фауст» - Гете
Не могу объяснить, почему мне лет в 15 полюбился «Фауст», возможно, потому, что это прекрасно:
Звуча в гармонии вселенной
И в хоре сфер гремя, как гром,
Златое солнце неизменно
Течёт предписанным путём.
Непостижимость мирозданья
Даёт нам веру и оплот,
И, словно в первый день созданья,
Торжественен вселенной ход!
№11. «Обломов» И. А. Гончаров
Объемная довольно книга, которую, как ни странно одолели многие одноклассники, и я в том числе. Возможно причина в том, что главный герой слишком напоминает подростков, которыми мы все тогда были, мучавшие его мысли были нам близки и понятны. Там к тому же еще и любовь и уверенность в том, что человека можно исправить, повлиять на него, сделать лучше.
№12. «Отцы и дети» Тургенев
Евгений Базаров был, если и не кумиром старшеклассников, но «Отцы и дети» читались всеми с большим энтузиазмом. Его нигилизм, его сопротивление всему старому, его несогласие, неподчинение – все это делало героя близким и понятным, а значит, интересным.
№13. «Тихий Дон» М. Шолохов
Перечитала несколько раз роман, посмотрела фильм, еще раз перечитала роман. Столько дет прошло, а он остается в ряду любимых.
№14. «Мастер и Маргарита» Булгаков
Это произведение в классе, наверняка, читали все, уж очень оно нам понравилось, нет, не глубокими смыслами, а скорее сказочностью. Смыслы нам позже растолковывала учительница.
№15. Творчество В. Брюсова и Н. Гумилева
Как можно не любить В. Брюсова и Н. Гумилева. Я не только влюбилась в их произведения в школе, но и с удовольствием учила их наизусть.
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
В. Брюсов
Баллада
Пять коней подарил мне мой друг Люцифер
И одно золотое с рубином кольцо,
Чтобы мог я спускаться в глубины пещер
И увидел небес молодое лицо.
Кони фыркали, били копытом, маня
Понестись на широком пространстве земном,
И я верил, что солнце зажглось для меня,
Просияв, как рубин на кольце золотом.
Много звездных ночей, много огненных дней
Я скитался, не зная скитанью конца,
Я смеялся порывам могучих коней
И игре моего золотого кольца.
Там, на высях сознанья — безумье и снег,
Но коней я ударил свистящим бичем,
Я на выси сознанья направил их бег
И увидел там деву с печальным лицом.
В тихом голосе слышались звоны струны,
В странном взоре сливался с ответом вопрос,
И я отдал кольцо этой деве луны
За неверный оттенок разбросанных кос.
И, смеясь надо мной, презирая меня,
Люцифер распахнул мне ворота во тьму,
Люцифер подарил мне шестого коня —
И Отчаянье было названье ему.
Н. Гумилев
Глянула современную программу по литературе, она обширнее нашей, вот только половина книг – это внеклассное чтение, когда я училась, почти его не было в старших классах. Зато у детей есть возможность познакомиться с Хемингуэем, Шоу, Элиотом и Ремарком. Правда, если учитывать, что последние уроки, на которых и придется обсуждать прочитанное, припадают на май месяц, сомневаюсь, что знакомство будет успешным. Не до литературы в мае.
Еще раз пересмотрела свой список, оказывается, я очень любила поэзию, да и сейчас люблю, правда перечитываю старое.