Найти тему
ЗАПИСКИ МАРГИНАЛА

Библия о человеке. Окончание

Окончание:

С момента познания добра и зла перед человеком появляется право выбора, или самоопределения, которое является в свою очередь следствием обретения самосознания или духа.

Посмотрим, как Адам им распорядился. Он попытался снять с себя ответственность за содеянное:

…она дала мне… Быт. 3:12

То же самое, кстати говоря, сделала и Ева:

…змей обольстил меня… Быт. 3:13

Вместо совести, исповедания греха и покаяния человек, образно говоря, вцепился в самооправдание и самосохранение. Плоть перевесила дух, и разум был использован на ее нужды.

Павел призывает к противоположному:

…но преобразуясь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия… Рим. 12:2

Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. Еф. 5:17

В послании к Галатам, Гал. 5:19-23, Павел сравнивает проявления плоти и духа:

Плоть – прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное.

Дух – любовь, радость. Мир. Долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Но Павел идет дальше и определяет, с чем взаимодействует Дух Божий, с какой именно человеческой составляющей:

Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас… Рим. 8:9

Ибо живущие по плоти о плотском размышляют, а живущие по духу – о духовном. Рим. 8:5

Таким образом, хотя Адам и обладал разумом, а может быть и мудростью, они были плотскими, а соответственно эгоистичными, направленными на удовлетворение собственных потребностей. Ведь по существу вся наша цивилизация – это набор избыточных ценностей.

Что человеку на самом деле нужно? Пища для поддержания жизни. Жилье и одежда для укрытия от непогоды. И особь противоположного пола для общения. А все остальное по большому счету лишнее, удовлетворяющее:

…похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую. 1Ин. 2:16

Но человек есть образ и подобие Бога, поэтому ему нужно что-то еще. Вообще потребности человека можно разделить на три категории: физические, социальные и духовные.

- Физические направлены на обеспечение биологического существования.

- Социальные – на признание в среде себе подобных.

- Духовные – на творчество, поиск добра, красоты, истины, справедливости, и в конечном итоге Бога. Как высшего смысла жизни и абсолюта.

То есть человек отличается от животных не физиологическими и социальными потребностями, а духовными. И чем, так сказать, в нас больше человеческого, тем сильнее наши поступки и мысли определяются духовными стимулами. Ведь, в конечном счете, все материальные благополучия и наслаждения, стремление к власти и славе – все это есть и у обезьян.

В самом деле, к чему сводятся мечты так называемого «среднего человека» или «среднего класса»? К тому, чтобы как можно реже напрягаться умственно и физически, как можно чаще отдыхать и развлекаться. А в процессе отдыха и развлечений наиболее значимыми являются положительные физиологические ощущения, особенно сексуальные и пищевкусовые.

Другими словами, огромная масса людей больше всего на свете жаждет «ловить кайф». Сладко пить, вкусно есть и мягко спать. Чего же в этом нет у свиньи, нажравшейся до отвала, лежащей в корыте с теплой водой и хрюкающей от удовольствия.

Эгоистичный практический разум, находящийся в плену материальных устремлений, не задумывается о смысле жизни. Зачем? Для чего нужна истина вышеупомянутой свинье. Ей все равно, соответствует ли ее ощущение телесного и душевного комфорта морали, этике, нравственности и тем более Божьему Плану. Псалмопевец сказал о подобных людях очень категорично:

Они заключились в туке своем… Пс. 16:10

И еще вот:

Ожирело сердце их, как тук…Пс. 118:70

Спасение наше зависит только от Бога. Но вот каким человек приходит к Богу зависит от человека. Ведь если рождение свыше это единовременный акт, то исполнение духом или освящение это процесс всей жизни. Бог предусмотрел для человека некую схему совершенствования.

Вот, к примеру, обрезание. Иудейские предания говорят о следующем: Семь дней творил Бог, а далее Он передал прерогативу творения человеку. И обрезание, как акт совершенствования для приближения к Богу совершается на восьмой день именно потому, что с восьмого дня человек сам начал творить.

И Павел говорит о том же. Освящение это процесс, который человек совершает сам. Под водительством Святого Духа, но сам. Ведь Бог, к примеру, не пашет землю и не сеет пшеницу. В Его власти дать ей вырасти или не дать, но пашет и сеет сам человек. Об этом Павел и говорит:

Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, благодаря всегда за все и повинуясь друг другу. Еф. 5:18-21

Исходя из вышеприведенных фактов, можно сделать вывод, что душа вообще и разум в частности занимают промежуточное положение между духом и плотью. Плоть направлена на сохранение жизни и продолжение рода. В условиях же отсутствия непосредственной опасности – на удовольствия и развлечения. Разум в такой ситуации обслуживает плоть. Дух же направлен на общение с Богом Разум для духа – инструмент познания воли Божьей.

Можно здесь сослаться на заповедь Христа:

И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим… Мк. 12:30

То есть понятно, куда именно следует направлять свой разум.

Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он… Пр. 23:7