Найти в Дзене
MEN'S PUBLISHING

Немодные деньги: на чем зарабатывает Уоррен Баффет и почему он обыгрывает рынок

Легендарный инвестор Уоррен Баффет и его компания Berkshire Hathaway, казалось бы, опровергают идею о том, что ни один инвестор не способен обыграть рынок на длинном интервале. Анализ инвестиций компании, проведенный экономистами Еленой Чирковой (управляющей фондом GEIST группы Movchans) и Анастасией Емелькиной, показывает, что Баффет по-прежнему остается классическим «стоимостным» инвестором,

Легендарный инвестор Уоррен Баффет и его компания Berkshire Hathaway, казалось бы, опровергают идею о том, что ни один инвестор не способен обыграть рынок на длинном интервале. Анализ инвестиций компании, проведенный экономистами Еленой Чирковой (управляющей фондом GEIST группы Movchans) и Анастасией Емелькиной, показывает, что Баффет по-прежнему остается классическим «стоимостным» инвестором, зарабатывая деньги «немодным» способом — инвестициями в дешевые акции

SHARES

Уоррена Баффета — живую легенду и кумира инвесторов-любителей всего мира — многие считают профессионалом, существование которого опровергает гипотезу об эффективности финансовых рынков. Из этой гипотезы следует, что ни один инвестор не может стабильно обыгрывать рынок на длинном интервале, поскольку такой успех может быть только результатом случайности. Между тем Уоррен Баффет так сильно его обыграл, что в его случае это гарантированно не случайность.

Так, с 1965 по 2019 год контролируемая им компания Berkshire Hathaway росла в цене на 20,3% в год, тогда как индекс S&P 500 с дивидендами — только на 10%. За этот период цена акций Berkshire выросла более чем в 27 тысяч раз, а S&P — менее чем в 200. До того как Баффет поглотил Berkshire, он управлял фондом, который с 1956 по 1969 год генерировал почти 29% годовых, тогда как индекс Доу Джонса — около 8%. Таким образом, Уоррен Баффет обыграл рынок на интервале в 64 года, и еще как обыграл!

Между тем приведенная выше статистика к опровержению гипотезы эффективного рынка прямого отношения не имеет. Berkshire — не фонд, а страховая компания, у которой вложения в акции — лишь часть деятельности. По-хорошему, чтобы понять, какой Баффет портфельный инвестор и действительно ли он опровергает гипотезу эффективного рынка, нужно смотреть не на Berkshire в целом, а на ее портфельные вложения. Это мы и сделали.

Мы проанализировали все пакеты акций в портфеле Berkshire с IV квартала 1998 года по 2019 год включительно. Выбор периода объясняется наличием данных на сайте Комиссии по ценным бумагам США — отчетность публичных компаний в электронном виде появляется там именно с конца 1998-го. В исследование попали все компании, покупку и продажу акций которых, согласно закону, должна была декларировать Berkshire. Декларирование происходит в двух случаях: либо покупались пакеты стоимостью больше $100 млн, либо было приобретено не менее 10% акций какой-либо компании. Для Berkshire 100-миллионный пакет является небольшим (и был таковым даже в 1998 году), так что мы смеем надеяться, что проанализировали все или почти все вложения Баффета в публично обращающиеся акции.

Для начала мы проверили, то ли он делает, что говорит. В частности, Баффет утверждает, что на 85% является последователем Бэна Грэма, то есть, если сформулировать позицию Грэма очень коротко, предпочитает покупать дешевые бумаги. Во-вторых, Баффет не раз говорил, что приобретает бумаги «навсегда», и если бумага выбрана правильно, то время продавать — «почти никогда». Иными словами, его инвестиционный горизонт — бесконечность.

То, что Баффет склонен покупать дешевые бумаги, подтвердилось. Если разбить все акции, входящие в индекс S&P 500, на децили (десять равных по количеству или рыночной капитализации частей) по мультипликаторам P/BV и P/E (price to book value и price to earnings. — Forbes), из которых первый дециль будет самым дорогим, а десятый — самым дешевым, то медианными в портфеле Баффета окажутся седьмой-восьмой децили. Три нижних (самых дешевых) дециля составляют 52% портфеля, и таких акций (с учетом веса в портфеле) более чем в два раза больше, чем акций из трех верхних (самых дорогих) децилей.

А вот другому постулату — о том, что акции нужно покупать навсегда, — Баффет не следует. Очень многие позиции — около 54% акций в стоимостном выражении — в 1999-2019 годы он закрыл, и средний период нахождения в портфеле для таких бумаг составил 3 года. Есть пакеты, которые он держит подолгу, а есть те, что находились в портфеле даже не годы, а кварталы. Так, например, бумаги Yum! Brands Inc. (сети ресторанов быстрого обслуживания под брендами Pizza Hut, KFC, Taco Bell и др.), приобретенные в 2000 году, исчезли с баланса уже через квартал. При этом данная инвестиция оказалась самой доходной, если измерять в годовых процентах — акции подскочили примерно на 40% за квартал. Акции сети универмагов-дискаунтеров Ross Stores и Keystone Financial Inc. (финансовые услуги), купленные в 2000 году, числились на балансе два квартала; в 2007 году на полгода приобретались акции Dow Jones Financial Inc., а акции Finova Group Inc. (финансовые продукты для среднего бизнеса) продержались в портфеле после покупки в 2001 году пять кварталов.

В 1999–2019 годах ликвидный портфель Berkshire сгенерировал доходность в 11,7% годовых, и это на 4,9 процентных пункта больше, чем принес индекс S&P с дивидендами. Конечно, это не такие результаты, как в ранние годы, но тоже выдающиеся: мало кто из управляющих инвестфондами обыгрывает рынок на пять процентных пунктов в год на интервале в 21 год.