Найти тему
Art Messages

« Я хочу поразить Париж с помощью морковки и яблока!»

В этой статье поговорим о постимпрессионизме, о Поле Сезанне как о ярком его представители и о том как написать натюрморт в силе Поля Сезанна в домашних условиях. Надеюсь будет интересно! Поехали!

Иллюстрация из книги Ланди Э. "Тайная жизнь великих художников"
Иллюстрация из книги Ланди Э. "Тайная жизнь великих художников"

История постимпрессионизма начинается с импрессионизма и становится его логическим продолжением. Основная идея импрессионизма - поймать момент и изобразить его. Главным в этом стиле была эмоция, чувство, которое художник ощущал в момент создания картины. Постимпрессионизм отличался тем, что художники не хотели изображать зримую действительность, а пытались передать длительное состояние природы часто используя декоративную стилизацию.

Одним из представителей постимпрессионизма был Поль Сезанн. Он родился в 1839 году в Экс-ан-Провансе. Поль увлекался живописью с детства и продолжил ей заниматься всю свою жизнь. Будущий художник учился живописи и рисунку сначала в обычное школе, где обязательным предметом была живопись, после посещал Академию рисунка и уже там получил более профессиональное образование.

В ранних работах художника чувствовался необузданный характер южанина. Мало кто понимал его творчество, но он продолжал писать не смотря ни на что. Поначалу он дружил с импрессионистами, но потом ему наскучила такая дружба и он создал свой неповторимый стиль, которые был признан парижским Салоном только в 1904 году. В 1904 году работам художника был отведен целый зал. Творчество Сезанна отличалось от импрессионистов контрастом, а так же вниманием к сочетанию цветов и форм в природе. Его интересовали статичные состояния природы и предметов, а не изменчивые как импрессионистов.

Поль Сезанн писал в нескольких жанрах - натюрморт, портрет и пейзаж. Больше всего художник любил натюрморт. Для него этот жанр был полем для экспериментов с композицией и цветом.

Что же такого особенного в его натюрмортах и как написать натюрморт в стиле Сезанна и не прогадать с цветом, композицией и выбором объектов? Итак, Топ 5 лайфхаков "сезанновского" натюрморта:

Лайфхак 1

Главное в натюрморте - яблоки. Любовь к яблокам у художника возникла с началом дружбы с Эмилем Золя, который в знак благодарности за заступничество подарил ему целую корзину. В яблоках художника привлекала простота, понятная форма и богатство цветовых оттенков. Райнер Мария Рильке в своей книге " Письма о Сезанне " описала процесс создание натюрморта художником: " Он (Сезанн) кладет на одеяло яблоки, рядом с яблоками ставит сои бутылки из-под вина и всё, что ни попадается по руку. И, как Ван Гог, он делает из этих вещей своих "Святых" ; он снова и снова заставляет их быть прекрасными, вмещать в себя весь мир, все счастье и все великолепие, и не знает, удалось ли ему достичь этого". Кроме яблок на картинах художника можно встретить груши, луковицы и другие фрукты и овощи.

Поль Сезанн , "Натюрморт", около 1890, Эрмитаж, Санкт- Петербург
Поль Сезанн , "Натюрморт", около 1890, Эрмитаж, Санкт- Петербург

Лайфхак 2

Помимо фруктов, бутылок, горшков, блюд, которые художник писал последние лет 30 своей жизни на его натюрмортах можно встретить и букеты полевых цветов. Он их изображал, как правило, в простой стеклянной вазе. В цветочных натюрмортах художника так же видно особое внимание к цветовой палитре картины и не обычная композиция. Больше всего он любил изображать букеты из крупных и мелких цветов. Его цветочные натюрморты отдаленно напоминают работы голландских патеров, которые тоже любили изображать цветы.

Поль Сезанн "Букет цветов в голубой вазе". Около 1873—1875 годов.Эрмитаж.Санкт- Петербург.
Поль Сезанн "Букет цветов в голубой вазе". Около 1873—1875 годов.Эрмитаж.Санкт- Петербург.

Лайфхак 3
Интересная, часто ассиметричная композиция - главное отличие натюрмортов Поля Сезанна от других. Асимметричность добавляет работам динамичности и движения. Центр композиции всегда сдвинут вбок, что освобождает часть пространства на картине. Частый прием - обрезание натюрморта снизу. Специально заваленная перспектива придает работе глубину. Поздние работы отличаются сложной постановкой и совмещения разных точек зрения. Например, в « Натюрморте с драпировкой » стол кажется вывернутым на зрителя, который смотрит на него сверху. Такие интересные ракурсы часто встречаются в работах постимпрессиониста.

Поль Сезанн, "Натюрморт с яблоками", около 1890, Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург
Поль Сезанн, "Натюрморт с яблоками", около 1890, Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург

Лайфхак 4

Цветовую гамму художник чаще всего выбирает более приглушенную. Часто встречаются оттенки желтого, красного, синего и других цветов. Сезанн использует в основном чистые цвета, стараясь не смешивать их с другими. Этот прием придает декоративность и некую плоскость натюрмортам художника. С помощью цвета и мазка художник возвращал предметам их первоначальные свойства: массу, твердость, объем. Поль сначала рисовал контур черным цветом, а потом цветам начинал лепить форму предмета. Воспитанный импрессионизмом Сезанн считал, что цвет есть везде. Форме он так же уделял большое внимание, он любил говорить : « Трактуйте природу посредствам шара, цилиндра, конуса… ». Это стало настоящим девизом для всего творчества художника.

Надеюсь, эта небольшая статья была вам полезна и я буду рада вашему лайку, подписке на канал и комментариям! Продолжение следует! Спасибо, до встречи!