О старости и об обязанностях пока погожу писать. Не Цицерон. А вот о любви, дружбе...
Давно подмечено, что любовь сексуальная требует отождествления с другим человеком, с тем, кого любишь. И люди телесно даже стремятся вместиться друг в друга. Телесное обобщение многих радует. Многих и огорчает. Но без души и ума здесь ничего не происходит. Одна сущность настойчиво требуется от этих половинок людей. Цельность, руководящая людьми даже в самых плотских формах общения, идеальна. Цельность есть эйдос.
А вот с дружбой поспокойнее. Тут предмет внимания — не другой человек, а нечто третье. Об нём и дружат. Находя общность в этом предмете. Охота, рыбалка, почтовые марки, марки вин и коньяков, кино, книги, лошади, карты, дамы... Спокойнее, но...
Меж ими всё рождало споры
И к размышлению влекло:
Племён минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Всё подвергалось их суду.
То есть сам характер специфического внимания и беспокойного интереса другой, чем в любви. Именно благодаря дружбе становится возможным заинтересованное дружеское участие в каком-то предмете, каком-то деле. Предмет и дело меняют после этого свою судьбу. Ибо бескорыстный интерес плохо насытим.
Какой у тебя внешний интерес имеется, по нему и ищи друзей. Я вот интересуюсь философией и литературой, астрономией и музыкой, кино и живописью. Но тут довольно муз. И дружба понимающе и изящно обходит их стороной. А вот ежели запью, сразу начну дружить. Думаю, в этом деле есть своя неизбежная обязательность дружбы.
2015.08.02.
Первопубликация: https://www.facebook.com/notes/максим-бутин/321-любовь-и-дружба/500449753457949/