Вовсе не ДжоДжо референс
Кто такой Тайка Вайтити? Неплохой комедиант, по мнению некоторых, возможно, неплохой актёр; другие же думают, что он довольно-таки «ширпотребный» режиссёр, и знаменит только своим «Тором». На деле же, возможно перед нами (так я начал думать после просмотра) один из, если пока ещё не великих, то уж точно необычных режиссёров.
Кролик ДжоДжо по сути дела идеально выверенный, концентрированный поток повествования. Зная Тайку Вайтити, было непонятно, будет ли это целиком только «комедия», без единого уклона в драму, были некие сомнения, «а сможет ли комедиант усидеть сразу на двух стульях: и драме, и комедии?». Спойлер: он смог.
С точки зрения сценария «Кролик ДжоДжо» проворно скачет (хронометраж картины чуть больше полутора часа, он должен скакать), шаг за шагом подводя композицию к концу. Начинается всё с очень динамичной экспозиции: быстрая смена кадров, ракурсы с направлением камеры в зеркало — перед нами ДжоДжо Бетцлер, ему 10 лет, он целиком и полностью пропитан фашисткой идеологией. Как это показано, спросите Вы?
В самом что ни на есть абсурдном свете — Тайке Вайтити было мало всех свастик, всех орлов, и всего фашисткого, что есть на свете — у ДжоДжо есть воображаемый друг (благо возраст героя позволяет обыграть концепт), и не просто друг, а сам Гитлер. Почему это хорошо? Потому что это помогло в какой-то степени «продать» фильм. Трейлеры и афиши пафосно говорили: в этом фильме есть воображаемый Гитлер и его режиссирует Тайка Вайтити. Хватило ли мне этого? Да. Хватит ли этого Вам? Не знаю.
Это хорошо ещё и по другой причине. Образ Гитлера это воплощение всей той «самоненависти», которую человек может испытывать по отношению к самому себе. Сама картина продвигалась как «антиненавистный опус» и эта тема плавно раскрывается.
Гитлер ещё и само воплощение идеологии, поэтому он как бы ведёт ДжоДжо к идеям фашистов, он ведёт с ним диалог «отца и сына», он хочет, чтобы протагонист жил рейхом и ничем кроме него, пусть даже отбросив важность самого себя как личности.
Хорошо ли поставлена комедия в фильме, который числится как «комедия»? Да ещё бы. Если, на мой взгляд, комедия в «Тор: Рагнарёк» была немного дубоватая (все мы понимаем почему: сотрудничество с Марвел до добра не доводит), то в «Кролике ДжоДжо» мы видим совершенно иную ситуацию.
Условно фильм можно разрезать на две части, и первая его часть как раз-таки будет комедией. На это работает всё, от дизайна до постановки кадров. В первой половине перед нами цветастый мир, живописная природа, в воздухе витает некий «азарт». В самой же динамике чувствуется влияние Уэса Андерсона, разве что не хватает таких же симметричных кадров как у него.
Перед нами появляется Сэм Рокуэлл, в совершенно потрясающей роли, в которой чувствует себя прямо-таки вальяжно. Персонаж Рокуэлла — это офицер рейха, которого ранили в колено глаз и отправили обратно в Германию, а уж тут он учит детей, гитлерюгендов, всему тому, что должен уметь солдат.
Здесь и наступает переломный момент для ДжоДжо как персонажа, и почему его всё-таки называют «Кроликом». Оставим интригу, но именно с этого момента перед протагонистом появляется препятствие, которое он не в силах преодолеть, и, решив отыграться, ДжоДжо теряет всё.
Взрыв шальной гранаты делает протагониста «уродом» и теперь он вынужден хромать, т.е. солдатом ему точно не быть. Но как такое возможно? В рамках мировоззрения того, кто был воспитан Гитлером (и это не будет гиперболой, Гитлер частенько с ним разговаривает, пусть и воображаемый), это навсегда ломает его жизнь.
Дальше скользя по сюжету, понимаешь, что, на удивление, даже дети блестяще отыграли свои роли. Внимание сеттингу уделено колоссальное, каждому заботливый Вайтити прописал с десяток едких немецких словечек и абсолютно у всех присутствует немецкий акцент.
Ваш покорный слуга отметил бы разве что тот факт, что конкретно детям порой не достаёт «огонька» в глазах, как будто они не умеют работать глазами. Такая проблема возможно не имеет значения в театре или иных постановках, но у нас здесь кино, практически во всех дублях видны глаза. И, действительно, в некоторых моментах дети-актёры пялятся в одну точку, механически читая текст.
Что до мэтров, то в них сомневаться не приходится. Неподражаема Скарлет Йоханнсон как всегда на высоте: она целиком и полностью отдалась роли заботливой матери, её движения чётко выверены, в них есть и материнская любовь, и женское озорство.
Отдельно хотелось бы отметить саундтрек. Знаете Битлз? А знаете, что у них есть немецкие версии песен? Конечно знаете, и приятно удивитесь услышав в интро немецкую версию «I want to hold your hand». Дальше больше — Вайтити в общем и целом из тех, кто никогда не подводил в выборе музыки. Вспомните хотя бы «Immigrant Song» в «Торе».
Если же говорить именно об оригинальном саундтреке, то тут Вайтити с командой подошёл к этому профессионально. Простая практика в саунд-дизайне, когда саундтрек такт в такт дополняет видеоряд в «Кролике ДжоДжо» работает на все сто. В моменты напряжения музыка совсем незаметно синхронизируется с видеорядом, помогая прочувствовать всё до мельчайших деталей.
Однако если и есть минусы у картины, то только в том, что Вайтити не дал полностью вкусить той потрясающей комедии, которая была в первой половине. Довольно быстро и неожиданно эмоциональный тон картины меняется. И это отражается на всём: действие локализуется, мы видим всё меньше и меньше панорам, цвета сменяются на серые тона, появляется больше «долли-катов» — всё для того, чтобы прочувствовать контраст картины.
Так же на контраст работает ещё одна деталь. Сценарий в какой-то степени имеет кольцевую структуру, это для того, чтобы мы, зрители, могли оценить тот путь, который мы прошли вместе с ДжоДжо, это тот самый character development, т.е. «развитие персонажа», которого, порой, не хватает фильмам с заоблачными бюджетами.
«Кролик ДжоДжо» это такая маленькая, до ужаса милая комедия с такой же ужасающей драмой — она настигает незаметно и бьёт очень сильно. Но суть не в этом. Суть в самом конце. Нормально ли ненавидеть себя? Как это преодолеть? Что с этим делать? Если Вы всё ещё не знаете, как с этим быть, послушайте Дэвида Боуи и посмотрите «Кролика ДжоДжо»