Они называли себя высшей расой, порабощали чужеземцев, рубили головы с одного удара и изобрели памперсы.
Они владели огромной территорией в 721000 квадратных километров — это как Чехия, Ирландия, Литва, Латвия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словакия, Эстония, Дания, Нидерланды, Швейцария, Молдавия, Бельгия, Албания и Македония, вместе взятые.
Более пяти тысяч лет они были безраздельными хозяевами этих земель. Охотились, пасли скот, растили детей, занимались ремёслами, пели песни, молились своим богам. Их мужчины были грозными воинами, презиравшими смерть, и держали в страхе всех своих врагов.
Их земли омывали сразу три огромных моря, а недра хранили несметные богатства: от нефти, природного газа, угля, олова, вольфрама, ртути и меди до золота и урана.
Удивительно, но даже в лучшие годы этот великий и гордый народ насчитывал не более 15 тысяч человек, включая стариков и детей. Несмотря на это, более ста лет они вели войну с Российской Империей и.. одержали победу!
Они называли себя луораветлан, что в переводе с их родного языка означало «настоящие люди» - ведь всех остальных они не считали себе ровней. Они всегда высокомерно относились к соседним народам, а себя считали особенными избранниками богов. Эвенков, якутов, коряков, эскимосов в своих мифах луораветланы называли теми, кого боги создали для рабского труда.
Они не атланты из древних мифов. Мы знаем их как чукчей - один из малых народов Крайнего Севера, живущий на самой окраине нашей необъятной Родины.
Чукчи всегда были умелыми воинами. Основным их оружием дальнего боя были стрелы с ядовитыми наконечниками. Учиться стрелять из лука чукчи начинали тогда же, когда становились способны держать его в руках.
Силой и выносливостью они тоже не были обделены. Хорошим воином считался тот, кто в доспехе из моржовой кожи и с копьём мог догнать оленя и с места перепрыгнуть нарты.
Татуировки — отдельная гордость чукчей. Чаще всего ими украшались лица воинов или женщин. После победы над врагом чукчи татуировали свое тело: обычай татуировать на руках изображение убитого врага очень древний. Как правило, победитель татуировал точку на задней стороне правого запястья. У опытных воинов такие точки сливались в одну сплошную линию, идущую от запястья по направлению к локтю.
Использовались и стимуляторы. Перед боем чукчи часто жевали шляпку мухомора. Опытным путем они обнаружили, что в малой дозе гриб действовал как стимулятор, и лишь в большой становился источником видений. Особо упоротые употребляли мочу бойца, объевшегося мухоморами
Суровые законы жизни на Крайнем Севере, войны выработали у чукчей презрение к смерти. Побежденный в поединке не просил пощады, а просил смерти. Выработалась формула - равнодушное обращение к противнику с просьбой о смерти: "Что ж, если я стал для тебя диким оленем, торопись!" - то есть убей.
Чукчам свойственен фатализм и восприятие смерти как перехода в лучший мир предков. Поэтому проигравший в поединке часто просил его добить, а немощных стариков по их желанию умерщвляли родственники. Часто женщины, видя, что их мужчины проигрывают в битве, закалывали детей и затем убивали себя.
Глава рода имел право лишить жизни любого из своей семьи без объяснения причин, если считал это необходимым. Соседи могли разве что пожать плечами и пару дней посудачить об этом.
Русские путешественники времен покорения Сибири отмечали, что чукчи были настолько вспыльчивыми и эмоциональными, что, случалось, совершали самоубийство под впечатлением от невыгодной сделки или другого подобного расстройства.
При этом воинственность этого народа настолько укоренилась в их культуре, что по традиции более сильный воин мог запросто потребовать от слабого отдать его жену или оленей.
Если тот отказывался делиться, следовал вызов на борцовский поединок. Проигравший лишался имущества или женщины, и всем это казалось справедливым. К слову, о женщинах. Знаете ли вы, что именно древние чукотские матери изобрели приспособление, избавившее современных мам от многих проблем, – подгузники! Новорожденного чукчу «упаковывали» в специальный мешок с разветвлениями для рук и ног. Там малышу было и тепло, и уютно. А чтобы ребенка не беспокоили мокрые дела, подкладывали в этот «комбинезон» слой мха с оленьей шерстью. Такой памперс меняли несколько раз в день через специальный клапан.
В бою чаще всего участвовали молодые мужчины, которые хотели доказать свое мужество, а также опытные воины, получавшие от набегов добычу. Впрочем, иногда воевали и женщины, особенно если на ярангу нападали враги, в то время как мужчина был на охоте.
Бывало, что женщин брали и в набег, и иногда они даже участвовали в битве. Когда семья оставалась без кормильца, девочки тренировались точно также как мальчики, и такие воительницы могли участвовать в походах на равных с мужчинами. Но вообще, традиционно драться с женщиной считалось позорным.
Особо стоит отметить у чукчей существование своеобразной касты транссексуалов. Дело в том, что вся чукотская традиционная религия пронизана верой в духов и иногда они нашептывали мужчине или женщине о смене пола. Тогда такой человек начинал носить одежду и подражать голосу того пола, который выбрали духи. Мужчины-транссексуалы выходили замуж или оказывали сексуальные услуги, а женщины-транссексуалы выполняли мужскую работу и ходили на войну.
Первое упоминание о чукчах в письменных источниках относится к 1641г., когда на реке Яне чукчи напали на русских сборщиков ясака под командованием атамана Семена Дежнёва. Стоит обратить внимание, что это была агрессия со стороны чукчей, до их территорий русские в то время ещё не дошли.
Концепция покорения северных народов вообще была очень проста: специально истреблять их никто не собирался, местные племена должны были присягать на верность короне Российской Империи и платить ясак — натуральный налог пушниной.
Если они при этом начинали более-менее соблюдать российские законы - это было большой удачей. А если местное население крестилось в православную веру - это и вовсе было пределом мечтаний. Взамен Российская Империя пыталась защищать своих подданных от набегов соседей, то есть друг от друга.
Объяснить аборигенам, что их исконная земля - это теперь Россия и что им нужно делиться своей добычей с пришлыми, казаками было трудно, поэтому из числа местного населения обычно брали заложников.
Надо отметить, что к этому времени чукчи были местными экспансионистами и вели частые войны против соседних народов. Именно чукотский беспредел привел к тому, что коряки, ительмены и юкагиры с радостью и облегчением приняли русское подданство и ходили вместе с русскими в походы на чукчей. Эскимосы же старались устрашить чукчей жестокостью: например, убивали пленных, просверливая им головы.
Чукчи, несмотря на то, что могли противопоставить мушкетам и саблям лишь стрелы и копья с костяными наконечниками, оказали ожесточённое сопротивление.
Они разгромили несколько отрядов с командиром, им удалось захватить оленей анадырского гарнизона, оружие, боеприпасы и снаряжение отряда, в том числе одну пушку и знамя.
События, развернувшиеся в 1730-1750-х гг. на Чукотке и Камчатке, были насыщены многочисленными сражениями, взятием русских и аборигенных крепостей-острогов, взаимным ожесточением и немалыми жертвами.
В 1764 году всё закончилось тем, что решением Сената предписывалось закрыть Анадырский острог и прекратить войну, что означало фактическое поражение. А в 1788 году на реке Анюй вновь была открыта ярмарка для торговли с чукчами.
С тех пор Чукотка хоть и входила формально в состав России, но жила сама по себе, по своим законам.
Ясак чукчи могли платить того размера и качества, как сами того пожелают, то есть - не платить вовсе. Как ни странно, но на торговле и пошлинах с неё российская казна заработала гораздо больше, чем в бесплодных попытках обложить чукчей данью.
Под русской властью межплеменные конфликты постепенно утихали, однако рецидивы случались, так, например, есть сведения, что последняя война чукчей с эскимосами произошла в 1947 году и окончилась победой чукч.
Хотя сейчас потомки чукч, пережившие годы советского правления, на которые и пришлось полноценное освоение Чукотки, сопровождавшееся отрывом коренных народов от традиционного уклада жизни, - это, конечно, уже не те крутые и жестокие воины древности.