Принцип «Вы получаете то, за что платите» часто применяется к потребительским товарам, но это высказывание идеально подходит тогда, когда речь идет о расходах на вооружение. Например, о создании военных самолетов, которые обходятся в десятки, а то и сотни миллионов долларов. Это технологически продвинутое оружие, способное сеять разрушение и хаос практически в любом месте на Земле.
Представляем вам топ-10 самых дорогих военных самолетов в мире по версии интернет-проектов Air Force Technology, Money Inc и Aero Time.
10. Chengdu J-20 Black Eagle
Одноместный истребитель-невидимка пятого поколения (по западной классификации), производимый китайской компанией Chengdu Aerospace Corporation совершил свой первый полет в январе 2011 года, а с марта 2017 года «поставлен на довольствие» в ВВС Китайской Народной Республики.
Каждый J-20 стоит около 110 миллионов долларов, а общие расходы по программе оцениваются примерно в 4,4 миллиарда долларов. Ряд СМИ сообщали, что на китайском истребителе установлены российские двигатели АЛ-31ФН, предназначенные для истребителей четвертого поколения. В перспективе машина получит улучшенный двигатель АЛ-41.
J-20 достигает больших высот (потолок — 20 000 метров) на сверхзвуковой скорости около 2100 км/ч. Он имеет боевой радиус в 2000 километров и дальность полета 5500 км.
Стоимость — 110 млн долларов
9. Bell Boeing V-22 Osprey
Многоцелевой боевой конвертоплан (сочетает в себе преимущества самолета и вертолета) выполнил свой первый полет в марте 1989 года. Но аварии во время летных испытаний и нестабильное финансирование привели к задержкам выпуска этой модели.
И лишь в 2007 году самолет поступил на службу в Корпус морской пехоты США. ВВС США представили свою версию самолета (CV-22B) в 2009 году, а в 2021 году ВМС США планируют использовать вариант CMV-22B.
V-22 обладает уникальной способностью взлетать и приземляться вертикально, подобно вертолету, но обладает дальностью полета, скоростью и взлетной массой самолета с неподвижным крылом.
Стоит 118 млн. долларов
8. F-35 Lightning II
Эта крылатая боевая машина полностью невидима для радаров противника, не пожертвовав при этом ни скоростью, ни вооружением. Она может выполнять функцию истребителя-бомбардировщика и вести воздушные бои, если возникнет такая необходимость.
F-35 также имеет возможность выполнять вертикальные маневры, что делает этот самолет первым реактивным истребителем, обладающим такой способностью к взлету. Хотя в рейтинге самых дорогих военных самолетов Lightning II занимает лишь восьмую строчку,
это самый дорогой самолет в истории авиации, с точки зрения затрат на производство и других затрат, включающих консультацию и техподдержку, обучение пилотов управлению новой машиной, стоимость вспомогательного оборудования и др. Все это обошлось в 345 миллиардов долларов.
Цена самолета — 122 млн долларов
7. F-35C Joint Strike Fighter
Разработка одного из дорогих боевых самолетов в мире и первого самолета-невидимки ВМФ США была дорогостоящей и сложной для американского Министерства обороны. Большинство недостатков было устранено на этапе проектирования и разработки, но тот факт, что общая стоимость программы составляет 400 миллиардов долларов, привело к ряду новых проблем.
Пентагон стремился ускорить производство F-35C, чтобы военный флот страны мог гораздо быстрее ввести новый самолет в свой парк, но все дело стопорили переговоры о цене. При цене 131,2 миллиона долларов за самолет заказов от иностранных покупателей было не так уж и много.
Тем не менее в 2019 году командующий ВВС ВМФ США и заместитель коменданта Корпуса морской пехоты США по авиации совместно объявили, что авианосный вариант Joint Strike Fighter, F-35C Lightning II, отвечает всем предъявленным к нему требованиям. Эти самолеты заменят F-14 и более ранние модели F / A-18.
Стоимость — 131,2 млн. долларов
6. F-35B Lightning II
Корпус морской пехоты США отдал предпочтение новым истребителям F-35B, которые представляют собой вариант с коротким разбегом и вертикальной посадкой (по технологии STOVL). Такие самолеты могут взлетать и приземляться с вертолетоносцев и универсальных десантных кораблей, оснащенных летной палубой. Они также могут взлетать и приземляться обычным способом, когда доступны более длинные взлетно-посадочные полосы на основных базах.
Кстати, компания Lockheed Martin – разработчик F-35B — официально признала, что концепт STOVL, пусть и с существенными изменениями, происходит от советского прототипа, проекта ОКБ Яковлева Як-141.
Создание самолета обошлось в 131,6 млн. долларов
5. E-2D Advanced Hawkeye
В августе 2007 года E-2D Advanced Hawkeye – модернизированный вариант E-2 Hawkeye -впервые поднялся в воздух. От своего предшественника он отличался множеством технологических усовершенствований, включая возможность связи и координации со всеми прибрежными, наземными и открытыми морскими судами. Модернизация также включала электронные и механические РЛС активного сканирования (APY-9).
Самолет E-2D оснащен полностью интегрированной цельностеклянной тактической кабиной, передовыми компьютерами для выполнения миссий, усовершенствованными средствами электронной поддержки, а также модернизированным набором каналов связи и передачи данных. Последняя версия самолета оснащена системой управления полетом и двумя турбовинтовыми двигателями Allison / Rolls-Royce T56-A-427A (3800 кВт).
Цена 1 единицы — 232 млн. долларов
4. P-8A Poseidon
Эта военизированная версия Boeing 737-800ERX ведет борьбу с подводными лодками, с надводными силами и блокирует судоходство, а также выполняет роль радиоэлектронной разведки.
В его арсенал входят торпеды, глубинные бомбы, ракеты SLAM-ER, противокорабельные ракеты Harpoon и другое оружие. Он может сбрасывать и контролировать гидроакустические буи.
Производство одного самолета обходится в 290 млн долларов
3. C17A Globemaster III
C17A — военно-транспортный самолет, но он был разработан для чрезвычайных обстоятельств. Он имеет возможность доставлять военную технику, солдат и транспортные средства в любую точку мира.
Globemaster III также используется для переброски солдат, танков и других транспортных средств глубоко в зоны боевых действий, проведения медицинской эвакуации и участия в десантных операциях. Эта способность дает вооруженным силам США явное преимущество перед противниками в конфликте, предполагающем боевые действия на суше.
Цена за 1 экземпляр — 328 млн. долларов
2. F-22 Raptor
Lockheed Martin F-22 Raptor — одноместный, двухмоторный, всепогодный тактический истребитель-невидимка пятого поколения, созданный для ВВС США. Это был «их ответ» нашим усовершенствованным МиГ-29 и Су-27.
Являясь результатом программы Advanced Tactical Fighter ВВС США, этот самолет был разработан в первую очередь как истребитель превосходства в воздухе, но имеет и дополнительные возможности, включая функции наземной атаки, радиоэлектронной борьбы и разведки. Этот рукотворный хищник может сбивать крылатые ракеты противника, летать на большие расстояния со сверхзвуковой скоростью и избегать практически всех типов радаров.
Один «Раптор» — 350 млн долларов
1. B-2 Spirit
Northrop B-2 Spirit, также известный как бомбардировщик-невидимка, является американским стратегическим тяжелым бомбардировщиком, использующим технологию малозаметности, разработанную для прорыва плотной системы ПВО. Задача B-2 Spirit — доставка обычного или ядерного оружия.
Первоначальная стоимость самого дорогого серийного самолета в истории составляла 737 миллионов долларов, что делало его самым дорогим самолетом из когда-либо построенных. Однако в результате модернизации и корректировок в 1997 году его общая стоимость достигла 2,1 миллиарда долларов. Эксплуатация B-2 Spirit стоит 135 000 долларов в час.
Самолет имеет два основных средства защиты от обнаружения радаров:
- дорогостоящее покрытие из радиопоглощающих материалов, известное как «альтернативный высокочастотный материал»,
- конструкцию по аэродинамической схеме «летающее крыло».
Реактивные струи его двигателей экранируются. В результате стелс бомбардировщик практически невозможно обнаружить с помощью инфракрасных, акустических, электромагнитных, визуальных или радиолокационных сигналов, что делает его ценным, но крайне дорогостоящим оружием.
Каждые семь лет на самолетах B-2 Spirit проводится общая модернизация на сумму 60 млн долларов.
Американское правительство разместило заказ на 21 такое воздушное судно, но затем прекратило производство из-за огромных затрат на строительство.
Самый дорогостоящий военный самолет на 2020 год — 2,1 млрд долларов
В качестве бонуса расскажу про самые дорогие военные самолеты в России
Истребитель Су-57
Отечественный многофункциональный истребитель пятого поколения использует инновационные технологии, в частности, новейшие внутрифюзеляжные ракеты, испытание которых прошло в конце августа нынешнего года.
Как сообщает журнал Military Watch, самолет может получить и другие продвинутые технологии, такие как искусственный интеллект, лазерное оружие и гиперзвуковые ракеты.
По длине и размаху крыла (19,4 метра и 14 метров соответственно) Су-57 превосходит F-22, но уступает Су-27. Он может выполнять задачи в интеграции с новейшим беспилотником «Охотник» и сам способен лететь в беспилотном режиме на дальние расстояния от базы.
В российских ВВС Су-57 должен заменить тяжелый истребитель Су-27.
Предположительная стоимость 1 единицы составляет 150-200 миллионов долларов.
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160М2
Этот мощный красавец является обновленной версией знаменитого «Белого лебедя» — сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца с крылом изменяемой стреловидности, который совершил свой первый полет в далеком 1981 году, а в эксплуатацию поступил 6 лет спустя.
Бомбардировщик применялся во время сирийской кампании, нанося удары ракетами Х-555 по объектам запрещенного в России «Исламского государства».
Демонстрационный полет частично модернизированного Ту-160 с заводским номером 804 (прообраза Ту-160М2) состоялся в 2018 году, в присутствии президента РФ Владимира Путина. Тогда же был подписан контракт на поставку 10 новых бомбардировщиков для Дальней авиации российских ВВС до 2027 года.
А тестовый полет глубоко модернизированного Ту-160М состоялся в начале февраля нынешнего года на аэродроме КАЗ. По данным ТАСС, от своего предшественника Ту-160М отличается обновленным пилотажно-навигационным оборудованием, улучшенной системой управления и бортовым комплексом связи. Также обновлению подверглись радиолокационная станция и комплекс радиоэлектронной борьбы. «Белые лебеди» модификаций 160М/М2 смогут поднимать до 12 крылатых ракет Х-СД, разработкой которых занимается компания «Радуга».
В конце августа 2020 года появилась информация о том, что установочная партия новых двигателей НК-32 второго этапа уже передана для установки на модернизированные Ту-160М. Они обеспечат улучшенную топливную эффективность и дальность полета.
Каждый из новых «Белых лебедей» стоит 16 миллиардов рублей или 217,5 миллиона долларов по курсу, актуальному на момент написания статьи.