Найти в Дзене
OLGA NEWS

Вы ещё любите читать книги? Тогда мы идём к вам.

Вы помните школьные уроки литературы? Нравились они вам? Мне – нет. Хотя я  в детстве была запойным читателем. И для меня, как для Гермионы Грейнджер, амортенция пахнет свежеотпечатанными книжными страницами.

здесь и дальше - иллюстрации - кадры из мультфильма "Буревестник"
здесь и дальше - иллюстрации - кадры из мультфильма "Буревестник"

Но для меня всегда было загадкой, для чего в школе учить литературу именно так, как это  делают. Особенно в старших классах, когда берётся какое-то масштабное классическое произведение и «проходится» в течение чуть ли ни целой четверти, подробно мусоля «образ Печорина», «патриотизм русского народа в Отечественной войне 12-го года» и «четвёртый сон Веры Павловны».

Всё это очень быстро скатывается к расхожим штампам и тому, что сейчас называют  мемами – «тварь я дрожащая, или право имею», «свинцовые мерзости русской жизни», « а судьи кто?», «эх, тройка, птица-тройка»

В итоге старшеклассники пишут сочинения на штампованные темы штампованными фразами, сдувая их,  в  лучшем случае, у авторов критических статей.

-2

Я интереса ради как-то провела собственное статистическое исследование – опрашивала досягаемых выпускников советских школ,задавая единственный вопрос: «Перескажите – очень  кратко – содержание романа «Что делать?». Мне никто – ни единый человек – не смог на него ответить. Почему? Да потому что, разбирая сны Веры  Павловны и заморочки спящего на гвоздях Рахметова, никто не удосужился просто прочитать само произведение, а только сдувал и повторял за другими, сдувал и повторял. Но, самое скверное, что и окончив школу, он не притронулся и не притронется к этому роману, отравленный его школьной подачей.

Серьёзно, для меня было откровением вдруг узнать, что "Преступление и наказание" реально интересная вещь, "Недоросль" - смешная комедия, а "Мцыри" чертовски красивая поэма. Но чтобы это узнать, мне сначала нужно было избавиться от привкуса школьного мела во рту.

-3

А теперь вопрос: и что даёт такое изучение? А я вам скажу: стойкое отвращение к чтению вообще, и чтению классической литературы – в частности, вот что оно даёт. И не потому, что это, упаси Бог, плохая литература или слишком сложная.

Человека , на мой взгляд, нельзя обязывать читать то, что ему не интересно или не хочется, или хотя бы  в данный момент не хочется. Чтение, чтобы приносить пользу, должно  приносить удовольствие, книгой нужно наслаждаться – её языком, который при чтении нужно смаковать, как изысканный нектар, её сюжетом, игрой мысли автора. а не пробегать по диагонали потому что « к завтрашнему задано» - ни уму, ни сердцу, на пять минут  в оперативной памяти -  и в корзину.

-4

И вот ещё что меня всегда бесило: «В этом произведении автор хотел сказать, что…». В конце концов,  он «в этом произведении» как раз  и сказал то, что хотел сказать, а если НЕ сказал, то ты-то, дорогой преподаватель литературы, откуда знаешь, что он ХОТЕЛ – у тебя была приватная беседа со Львом Толстым или Фёдором Михалычем, нашим, Достоевским? Тебе показалось, что ты разглядел что-то между строк, и наробраз это одобрил? А мне-то какое дело? Я разглядела  совсем другое, и вообще, в хорошем произведении каждый может разглядеть что-то своё. Почему я должна врать, что Пушкин «имел в виду» то,  что захотелось прочитать между строк наробразу?

Мне видится «в очах души моей» совершенно другой метод преподавания литературы. Мне кажется,  что школьников имеет смысл знакомить с основными направлениями, жанрами, с эпохой, диктующей те или иные литературные течения, с литературными тенденциями, особенностями стиля, отдельными выдающимися писателями и их произведениями, но не разбирая эти произведения « по косточкам», не выхолащивая, не отбивая малейшее желание их прочитать.

-5

Пусть ребёнок, подросток, юноша сам выбирает, какие произведения ему следует читать. Задача школы в этом случае будет возбудить  интерес, воспитать вкус, побудить к  чтению, научить различать хорошую литературу и графоманский хлам.

И напоследок: я не просто так включила в статью в качестве иллюстраций кадры из мультфильма "Буревестник" - в юмористическом и даже сатирическом ключе он даёт представление о школьном понимании литературы, как предмета - полюбопытствуйте, кто не видел, а кто видел, вспомните и получите снова удовольствие от просмотра - мультик в доступе в сети.