«В некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я есмь я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его павловской телесности, становится для него формой проявления рода «человек»», — писал Маркс в «Капитале» (Маркс, К. Капитал. — Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения. 2 издание. В 50 томах. Т. 23, М.: Государственное издательство политической литературы. 1960. С. 62, примеч. 18).
О, да тут двойное отражение. Ещё и с активностью зеркал.
(1) Чтобы увидеть в другом человеке себя самого, я должен отождествить другого с собой, иными словами: другой — это я. Но и другой видит во мне себя самого, иными словами: я — это другой. Такое созерцание и узнавание себя в другом приводит к тому, что я вижу себя во множестве людей, а они себя во мне. Тогда я равен роду, ибо все люди равны мне. Вместе с тем, не будучи физически мною, они составляют меня вовне, мой род. Присмотритесь внимательней друг к другу, узнайте в других себя, найдите родственников. Какая война! Какие кризисы экономики! Пустое...
(2) Когда это созерцание себя в другом происходит впервые, другой должен измениться: в нём увидели человека, он стал вместилищем человека, ему вменили быть беременным мною. Но и я, узнавши себя в другом, должен измениться. Я начинаю понимать, что весь я за пределами своего физического тела, в другом. Ну и что может быть прочнее этой связи, когда все во всех и никто в себе? Какое «гражданское общество»! Какой «мой дом — моя крепость!» Пустое...
В несомненно ослабленном и мистифицированном виде примерно о том же, но с прямо противоположных позиций, писал Б. Л. Пастернак: «Все люди, посланные нам — это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни».
Тут неявно постаралась судьба, поработало предопределение, послав нам нужных людей. И другие люди здесь мыслятся как средство: «Мавр сделал своё дело, мавр может уйти». Или пресуществиться. Одно из двух действий в этой конструкции мысли может осуществиться: (1) либо мы меняем себя в других, и тогда другие меняются, оставаясь с нами в качестве исправленного и улучшенного зеркала нас самих; (2) либо мы меняем себя в самих себе, после чего, не узнавая в других себя, перестаём в них нуждаться, довольствуясь исправленным и улучшенным изданием нас самих.
В обоих случаях другие люди для Б. Л. Пастернака — средство. Средство прихорашивания и улучшения «нас самих».
Так гуманистическо-коммунистическое осмысление человека отличается от эгоистическо-индивидуалистического.
2014.12.16.
Первопубликация: https://www.facebook.com/notes/максим-бутин/10-человек-как-зеркало-последствия-отражения/391448087691450/