McDonald’s в России.
О первых гостях и пластиковых котлетах.
Карина Погосова
старший вице-президент по развитию, информационным технологиям и франчайзингу сети «Макдоналдс» в России, в компании – 30 лет
Осенью 1989 года на страницах «Московского комсомольца» появилось объявление о наборе сотрудников в первый «Макдоналдс». Моя мама, человек с активной жизненной позицией и непоколебимой верой в способности своего чада, настояла на том, что для меня, студентки МАИ со знанием английского языка, это отличная возможность получить трудовой опыт в компании мирового уровня. В то время повсеместно действовала «позвоночная система»: собеседований как таковых не было, все хорошие места раздавались по знакомству. Поэтому совсем не верилось, что можно «с улицы» попасть в иностранную компанию. Но я решила попробовать. Уже на первом собеседовании стало ясно, насколько «Макдоналдс» отличался от всего, что было тогда вокруг, – сильный, харизматичный, яркий, инновационный бренд.
На первом этапе отбора, а их было два, задавали вопросы: «Готовы сейчас вместе с нами пробежать стометровку?» или «Можете ли вы без перерыва четыре часа улыбаться?» Позже я поняла, что так оценивали наши способности работать с посетителями, быть быстрыми и доброжелательными, взаимодействовать в команде. Потом был второй этап, его проводили Хамзат Хасбулатов и Глен Стивс, два топ-менеджера с российской и канадской стороны, которые в дальнейшем сыграли большую роль в развитии компании «Макдоналдс» в нашей стране. Хотя собеседование закончилось стандартной фразой «Мы вам перезвоним», меньше чем через неделю меня и правда пригласили на обучение.
Несколько недель мы готовились к открытию, тренировались на муляжах: пластиковые «котлеты», нарезанная бумага, имитирующая лук, салат и булочки, вместо касс – бумажные раскладки. Нас учили все делать качественно, точно, быстро и дружелюбно. Сейчас, конечно, обучение проходит совсем по-другому, в основном онлайн, но все эти принципы по-прежнему актуальны.
Мало кто знает, что самыми первыми гостями на Пушкинской площади были наши родные и друзья: они получили приглашения за несколько дней до официального открытия. Их не просто угостили, но и провели экскурсию, рассказали, как будут работать и отдыхать их дети, друзья, вторые половинки. Это было очень важным шагом для команды, нам всем это надолго запомнилось.
31 января 1990 года первый «Макдоналдс» распахнул двери для посетителей. Людям в диковинку было все. Они не понимали, как есть «Биг Маки», «разбирали» их на части. Хрустящий картофель и напитки, мягкое мороженое и коктейли – за ними вставали в многочасовую очередь снова и снова. А уж про улыбки и доброжелательность персонала ходили легенды – это был настоящий вызов угрюмой действительности того времени!
Несмотря на большой поток гостей, сбоев не было – во многом благодаря нашим коллегам и учителям из Канады, которые помогали нам долгие годы. Первое время я больше работала на прилавке (профессиональный сленг. – Прим. ред.), любила общаться с посетителями. Но веселее всегда было на кухне: там ребята включали музыку на полную и зажигали. Уже через три месяца после открытия я получила первое повышение и решила остаться в компании. Однако бросать институт было неразумно, да и дома меня никто бы не поддержал, поэтому экзамены сдала экстерном, получив диплом инженера. В 1993 году уже в качестве директора открывала второй ресторан в Москве: одним из первых гостей стал Борис Ельцин. Через несколько лет вернулась в ресторан на Пушкинской площади, возглавив его.
Вообще не верится, что позади уже 30 лет – эти годы пролетели как одно мгновение! А я по-прежнему с радостью каждый день иду на работу, люблю то, чем занимаюсь, горжусь командой, в которой работаю, продолжаю учиться и получаю огромное удовольствие от того, что мы делаем вместе для наших гостей.
Сейчас же мы привыкли видеть его примерно таким:
McDonald’s в Америке.
Теперь переместимся на родину МакДака. Вот так раньше выглядели рестораны McDonald's. Эта фотография была сделана в 1985 году, но тогда в США еще можно было увидеть заведения «старого типа».
Позже характерные желтые арки убрали — о них напоминают лишь декоративные элементы современных зданий.
Хотя некоторые рестораны решили дать старому дизайну новую жизнь.
Логотип тоже претерпел ряд изменений. Такой использовался с 1961 по 1968 год. После 1968 года и до 2006-го логотип ресторана слегка менялся, но в целом был похож на этот.
Современный логотип появился в 2006 году.
В оригинальном ресторане McDonald's гамбургеры стоили 15 центов, а в меню было только девять наименований.
Одна из последних акций в сети — это меню «$1, $2, $3», в котором разные продукты продаются по цене от трех долларов и ниже. В России похожая акция называется «все по 50».
Так выглядела оригинальная упаковка, которую использовали в McDonald's.
Через шесть лет компания решила отказаться от маскота на упаковке и заменила его простым логотипом. Такой дизайн использовался до 1968 года.
В 1980-е компания перешла на использование коробочек из пенопласта, в 1990-е появились пакеты из плотной коричневой бумаги.
Компания неоднократно меняла упаковку в соответствии с трендами, а в 2016 вернулась к коричневым бумажным пакетам.
В 1961 году основатель McDonald's Рэй Крок запустил Университет гамбургера для обучения менеджеров сети. В нем учащиеся проходят недельный интенсив, а затем получают возможность ходить на курсы по бизнесу и лидерству.
Университет гамбургера работает и по сей день — его закончило более 40% старших менеджеров McDonald's со всего мира. За последние 55 лет это учебное заведение посетило более 275 тысяч человек.
Популярный маскот компании, клоун Рональд Макдональд, появился в 1963 году.
Впервые Рональд появился вместе с другими персонажами в кукольной рекламе «Макдональдлэнд». Позже ее пришлось отменить из-за судебного иска от создателей кукольного телевизионного шоу H.R. Pufnstuf. Сейчас куклы из «Макдональдленда» продаются на eBay за сотни долларов.
Бренд McDonald's всегда использовал в рекламе простую графику. Вот реклама 1974 года…
...а вот 2020: