В публикациях, посвящённых Тольятти, в разделе «что посмотреть?» неизменно встречаешь такие отзывы: «Самое интересное в Тольятти – Технический музей. Кто бы ещё взялся за воплощение такой идеи?» Ну, ещё бы! От швейных машинок «Зингер» до зенитных комплексов и танков. От настоящей подводной лодки до настоящего космического аппарата. От мотоциклов до корабельной артиллерии и крылатых ракет... Пойди поищи где-нибудь ещё такую коллекцию самой разнообразной техники!..
Крупнейший в России музейно-парковый комплекс ведёт свою историю с 1998 года. Именно тогда мэрией Тольятти было подписано постановление «О разрешении ОАО «АВТОВАЗ» проектирования музея техники в санитарно-защитной зоне Автозаводского района Тольятти». И если считать с этого момента, получается, что в 2020 году нашему музею исполняется ровно... 22 года. Идея родилась на АВТОВАЗе, но город не мог не оценить её и не поддержать. Ведь задумывался музей не только как уникальное собрание образцов гражданской и военной техники, помогающее проследить историю её развития в контексте истории развития государства. Но ещё и как весомая часть культурного наполнения развлекательной инфраструктуры города. Города, в котором в силу его молодости историко-культурное пространство просто не успело сформироваться в полной мере.
В октябре 2000 года Совету директоров АВТОВАЗа был представлен дизайн-проект музея, разработанный помощником вице-президента по техническому развитию Марком Демидовцевым. По замыслу разработчика, музей должен был стать новым во всех отношениях местом отдыха горожан. Этот макет и сегодня можно увидеть в экспозиции паровозного депо Паркового комплекса истории техники. Предусматривал он не только собственно площадки для размещения образцов техники, но также картинг, тир и даже искусственное озеро с холмами, предполагающее возможность устройства водных аттракционов. В главном павильоне, расположенном в центре музейного парка, предлагалось разместить музей трудовой славы АВТОВАЗа, библиотеку с кинозалом и тематические выставочные экспозиции. Кое-что из этих задумок воплотилось в жизнь. Однако далеко не все. Хотя музей старался развиваться. Спустя десять лет здесь появились два автомобильных ангара: в одном из них расположились раритетные отечественные и иностранные авто и мотоциклы, в другом – продукция АВТОВАЗа. Причем представлена эта продукция не только всем известным модельным рядом от «копейки» до современных моделей, но даже единичными автомобилями, которые не все горожане, наверное, и видели – электромобилями, например.
Ещё раньше был построен тир, появилась парашютная вышка. Её, впрочем, так и не ввели в эксплуатацию. Расширились возможности картинговой трассы: сюда регулярно приходят на занятия юные картингисты, а взять в выходной день карт напрокат может любой мальчишка, под чутким руководством наставника, конечно.
Торжественное открытие I очереди Технического музея состоялось 7 сентября 2001 года и было приурочено к 15-летию НТЦ– научно-технического центра АВТОВАЗа . В своё время это событие стало настоящей сенсацией. Масса газетных публикаций в городских, региональных, центральных СМИ. Масса высокопоставленных гостей и иностранных делегаций. Появление каждого нового экспоната становилось едва ли не первополосной новостью: 2003 год – коллекцию пополнили образцы космической техники (шасси лунохода, марсоход, натурный макет шагающего аппарата и др.); 2004-й – в музее появился самый высокий (24 м) экспонат: низковысотный обнаружитель и станция подсветки целей, входящие в состав зенитно-ракетного комплекса средней дальности С-300. Год 2005-й надолго запомнился горожанам эпопеей с доставкой из Кронштадта в Тольятти подводной лодки Б-307, участвовавшей в съёмках фильма «Особенности национальной рыбалки».
Появились и свои традиции. Например, День дарения: массу интересных экспонатов – образцов фото и компьютерной техники, сельскую утварь, патефоны и прочее – стали приносить в музей обычные горожане. Кафе на проходной музея стало постоянным местом встреч ветеранов: моряки, десантники, танкисты с удовольствием встречаются и вспоминают былое именно в Парковом комплексе истории техники – обстановка, понятное дело, располагает. Да и многие корпоративные даты АВТОВАЗа отмечаются именно здесь. Например, День первого автомобиля.
Традиционными стали праздники, тематические экскурсии и программы по случаю Дня Победы и Дня Защитника Отечества. Парковый комплекс охотно знакомит горожан с детским художественным творчеством, проводит временные тематические выставки из своих фондов и всегда готов принять выставки коллег из других музеев города. Неизменный интерес вызывают реконструкции знаменитых сражений первой и второй мировых войн.
Количество экспонатов, которое составляет сегодня свыше полутысячи единиц, впечатляет. Многие из них нуждаются в реставрации, и такие работы регулярно проводятся. Буквально на днях в Парковом комплексе появился новый экспонат – танк Т-34-76.
Что обычно желают на День рождения виновникам торжества? Здоровья, счастья, удачи, долгих лет жизни на радость родным и близким. Парковый комплекс истории техники, который носит имя инициатора его создания – в то время директора НТЦ АВТОВАЗа К.Г.Сахарова, старается активно себя рекламировать, размещая информацию в изданиях, посвящённых туризму, а также специализированных журналах о технике. Страна о нашем музее знает: попробуйте зайти в интернет и набрать в любой поисковой системе фразу «Технический музей в Тольятти». Обилие восхищённых отзывов из самых разных уголков России наверняка вызовет чувство гордости. Парковый комплекс истории техники в Тольятти по-прежнему остаётся огромным имиджевым инструментом, работающим на пользу всего города.
© 2010-2020, фото автора