Найти тему
Реальная училка

Фантастический реализм



Почему я нашла Александра Джемелинского так поздно? Очень сожалею, что во время поездки в Молдавию хорошенько не поискала. Его профиль в ВК неживой, без аватара, а в другие места я как-то не удосужилась заглянуть. А ведь Саша , как теперь выяснилось, известный в Молдавии художник. У него даже своя галерея имеется.

Обнаружила его аккаунт в Фэйсбуке уже после возвращения из путешествия. ( Альбом с моего трипа «Молдавия через 45 лет»). Полистала. Посмотрела даже видео-сюжет о нём, созданный Кишинёвским телевидением. Впечатлилась! Узнаваем вполне, хоть и постарел. ( А сама-то, тётенька- старушка!!!) Мы встречались, когда ему было 25.

Александр создает картины в жанре «фантастического реализма» - по его собственному определению. Он рассказал в интервью, что когда-то занимался иконописью. Однако, священники «пришли в ужас» от написанных им икон, потому что они не соответствовали канонам. Первая выставка его картин состоялась в 1988 году. Именно тогда он состоялся как художник.

Но я-то познакомилась с ним в 1972 году, когда была на преддипломной практике, а потом выполняла дипломную работу в институте прикладной физики АН МССР. Он трудился в лаборатории, где мы с моими однокурсниками проходили практику. Если не ошибаюсь, ещё продолжал учёбу. У него была семья: жена и ребёнок. (С ним и его супругой я встречалась ещё раз, когда через полгода приезжала в Кишинёв на свадьбу своего друга. Была у Джемелинских в гостях, угощали вкусностями).

Джим ( так его все называли ) был очень заводной, всё время придумывал какие-то студенческие шалости, в которых мы с удовольствием участвовали. Над нами ржала вся лаборатория и ругались старшие товарищи. Он давал нам почитать «запрещённые» книги, изготовленные кустарным способом. Сейчас бы сказали «отксерокопированные», тогда это называлось « отэренные», потому что единственный копировальный аппарат в каждом научном учреждении, назывался «Эра». Кстати, за использованием копировальной техники в те времена строго следили специальные органы. Можно было запросто загреметь в тюрьму.

Он уже тогда рисовал странные картины на ватмане. Сплошной сюрреализм. Но такой самобытный! Как я сейчас понимаю, в то время он ещё недостаточно хорошо владел скиллами в изобразительном искусстве, приобрёл их позже.

Когда мы уезжали насовсем из Кишинёва, он подарил мне несколько своих работ. Это, я так думаю, было признаком доверия и очень хорошего отношения. Мой муж, закончивший художественно-графический факультет, впоследствии очень ценил эти "шедевры". Но ещё до моего замужества я возила картины Джима с собой во все места моего пребывания. В деревне, где работала первый год после вуза, они висели у меня на потолке, прямо над моей кроватью. Именно на потолке, в горизонтальной плоскости. Было прикольно: укладываешься спать, и видишь перед глазами красных чертей… Там много чего было изображено. Жаль, что со множеством переездов картины куда-то делись. Но я их, возможно, ещё найду, сфотографирую и отправлю автору. Во всяком случае, полистав галерею в Фэйсбуке, этих сюжетов я не увидела.

Интересно, помнит ли меня Джим? Сначала я думала, что вряд ли: столько лет прошло. А потом нашла в его ленте фотографию тех времен, которую скорее всего я и снимала: там он с моей подружкой. Такая у меня тоже есть. Может, не забыл?

Жаль, что не встретились. Придётся, видимо, ещё раз в Молдову съездить…

На фотографии -Творец в своей галерее. Фантастический реализм? Наслаждайтесь!