Это великая добродетель, в которой сочетается мужество, настойчивость и уверенность следовать Воле Божьей и просить у Бога помощи. Воля Бога мудра, созидательна и хороша для человека. А так как помогает Бог, никто из людей не помогает.
Примеры дерзновения есть в Евангелиях.
Эпизод, когда в Капернауме четыре родственника или друга расслабленного, разобрали крышу дома, в котором проповедовал Христос и опустили туда больного. И тот был исцелен Христом.
Многие другие случаи, когда больные не просто ждали Христа, а настойчиво просили Его об исцелении, не боялись просить, жаждали обрести.
Этой добродетели посвящена притча Христа из 18 главы Евангелия от Луки о неправедном судье, который Бога не боялся и людей не стыдился. Его доставала своими настойчивыми просьбами одна вдова. И он под напором ее настойчивости помог ей. И Христос подчеркнул Своим ученикам важность такой настойчивости.
Этой добродетели учит Христос говоря:
"просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам," (Евангелие от Луки, гл.11, ст. 9).
Не надо складывать руки в хладности и неопределенности. Стоит продолжать действовать в правильном Божьем направлении (если понимаешь его) или искать ответа у Бога: как лучше поступить в том или ином случае. И все придет.
Христос благословляет в Евангелиях:
блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 6).
Где правда есть не правда людская, похожая на лукавство, с подвохом, но правда Божья, истинное положение вещей.
Примеры такой правды: понимание и покаяние перед Богом в истинных, а не мнимых грехах и страстях. Которые сам хочешь исповедать, а не тебе навязывают к исповеди.
Это следование цели своей, что по Воле Божьей открылась Им.
Это дела милосердия по любви к Богу и людям, а не как индульгенция, духовный бартер.
И много других примеров.
Святой Иоанн Златоуст оберегает от того, чтобы хвалиться своим дерзновением.
"Великое нужно старание - говорит святитель Иоанн Златоуст, - чтобы знать, в чем состоит дерзновение... Старание необходимо потому, что с добродетелями смешиваются пороки: с дерзновением — дерзость, с кротостию — малодушие. Каждому должно смотреть, чтобы, предаваясь пороку, не приписывать себе добродетели..."
Святой Паисий Святогорец подчеркивает, что дерзновение возникает вследствие Богоугодной жизни. Если человек старается поступать по Евангелию, а оступаясь (что может случаться) не оправдывает себя, не малодушничает, а покаянием возвращается в русло добродетельной жизни, то он обретает сильное дерзновение к Господу.
А вот один очень интересный и показательный пример из жизни святых, в завершении этой статьи.
У аввы Сисоя Великого был ученик, которого звали Авраам. Сильно был искушаем Авраам демоном, и по слабости, поддался и пал.
Старец Сисой, который вел Богоугодную жизнь и, вследствие этого, был укреплен в добродетели дерзновения, не отчаялся, увидя падение Авраама.
Он встал, простер руки к Небу и сказал:
«Боже! Угодно ли Тебе или не угодно исцелить, но я не отступлю от Тебя, пока Ты не исцелишь его!»
И ученик его, Авраам, тут же исцелился.
Если так поступит человек, который не ведет Богоугодную жизнь и не сподобился дерзновения, то это вызовет смех людей и не исполнения просьбы Богом. А если жизнь ведется Богоугодная, то Бог поможет. Что и случилось.