Найти тему
Тонкая штучка

Пустота сытой жизни

Сегодня я хочу поговорить о фильме "Интердевочка" П. Тодоровского 1989 года с Еленой Яковлевой в главной роли. Фильм старый, всем знакомый и многими любимый. Утром ехала я на работу и размышляла как раз об этой картине. А именно: что хотел сказать режиссер этим фильмом и что мы видим в нем сейчас?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Я для начала хочу пояснить, что фильм, картина, книга - почти любое произведение искусства - может прочитываться в двух планах. С точки зрения эпохи его создания, и с точки зрения зрителя-читателя, который может жить через 10, 20, 100, 500 лет от той эпохи. И мы имеем абсолютное право, как зрители, считывать любой смысл из произведения. Более того, чем произведение талантливее - тем больше в нем смыслов, тем оно бессмертнее, и каждое новое поколение видит в нем что-то своё.

Тодоровский - талантливый режиссер и "Интердевочка" переживет не одно поколение зрителей. И вот нынче утром я размышляла о смыслах этого фильма. И вот что мне пришло в голову.

Мира Тодоровская говорила, что "это добрая, человечная картина про любовь, про несчастную женщину, потому что Тодоровский снимал всю жизнь только такое кино". А не лукавит ли она?
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Но это всё - внешнее, под которым, как у всякого талантливого творца, кроется целая пирамида смыслов. Можно предположить, что в 1989 году режиссер имел в виду государство лишившее своих граждан простых бытовых благ - или сделавшее их труднодостижимыми и не всем доступными. И вот это "бытовое лишение" корёжило личности и судьбы, превращало женщин - в интердевочек (мягко говоря), мужчин - в паразитов (отец Тани - главной героини) и т.д., и т.п.

Но это - тогда. А что теперь? Теперь-то о чем это кино? Вот мы наелись капитализма до отвала, вот у нас магазины полны еды и шмоток, мы накупили себе машин, и...? Дальше-то что? Из-за чего гибнет Таня? Из-за чего гибнет ее мать? А не из-за того ли, что вещами пустоты не заполнить? Не из-за того, что все мы дружно погнались за бытовыми благами, которыми нас поманили, и проиграли в этой гонке?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Сытость или очень быстро приходит, или она неутолима, как муки Тантала. И в том, и в другой случае человек несчастен. Он гибнет. Муж-швед, сытая жизнь за границей и собственная машина не сделали Таню счастливой. Она оказалась один на один с пустотой, которую даже не понятно, чем унять. Потому что Таня никогда и не пыталась думать о первопричинах своей "жажды". А они - эти первопричины - вовсе не в отсутствии шмоток.

И то, что мама ее - учитель литературы и Таня знает наизусть стихи - не делает героиню автоматически умной, глубокой и самодостаточной личностью. Это как раз всё наносное, не затронувшее глубинных пластов души. Иначе не пошла бы Таня на панель, я в этом даже не сомневаюсь.

Помогла ли матери шуба, купленная Таней, смириться с ситуацией? Ох, не помогла...

Ее мать сводит счеты с жизнью не в силах вынести позора.А не в том ли истинная сила, чтобы этот позор пережить, понять где ты, мать, ошиблась и исправить хотя бы немного то зло, что уже произошло? Но на это нужна недюжинная сила духа... И вот уже мы видим, в чем подлинная нищета: не в отсутствии шмоток, а в отсутствии духа, который, как выясняется, не везде дышит. Вот, как мне кажется, про что это кино.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

И, ребята, ничто и никогда меня не убедит, что ради куска хлеба можно продать себя. И что нельзя найти иного способа заработать себе на хлебушек. Таня ведь не на черствую горбушку калымила, а на дорогую шмотку, как минимум. Феминистки уже не первое столетие борются за то, чтобы женщина могла зарабатывать НЕ своим телом. Но куда там... Это же самый легкий способ, как выясняется, и самый действенный. А жаль...

Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.