Найти тему
Блог TAM.BY

Покупки, которые мы заслужили. Рассказываем, как супермаркеты управляют нашим выбором

Оглавление

Любишь покупки — умей ловушки обходить! Сегодня редакция TAM.BY расскажет о популярных уловках супермаркетов, от которых мы до сих пор теряем голову и погружаемся в вереницу незапланированных трат.

Яркие цвета

-2

Первое, что притягивает внимание на входе в супермаркет, — это красочное оформление стен, вывесок, стеллажей и даже полок. Только невнимательный покупатель сочтет такой дизайн лишь веселым сопровождением: в реальности каждый использованный оттенок — целая стратегия, влияющая на настроения и расходы покупателя.

Согласно исследованию по психологии цвета, проведенному в 2003 году Journal of Business Research, покупатели на 15% чаще возвращаются в магазины с синим оформлением, чем оранжевым. И это неудивительно: холодные тона вызывает доверие, чувства надежности и безопасности.

Игра на голоде

-3

Цвет воздействует не только на настроение, но и на аппетит. Наряду с запахом ароматной выпечки покупатель соблазняется продуктами благодаря искусно расставленной подсветке, цвету магазинной упаковки и художественной росписи стендов. Кстати, о том, какие цвета пробуждают аппетит, мы рассказывали здесь.

Еще один способ повлиять на выбор покупателя — бесплатная дегустация. Она всегда проходит неподалеку от отдела, в котором продается рекламируемый продукт, и нацелена на повышение его сбыта. Таким образом, в корзине оказывается товар, о котором еще на входе потребитель и не думал.

Бодрящая музыка

-4

Научно доказано, что темп, стиль, громкость и ритм по-разному влияют на покупательскую способность. Еще в 80-х годах зарубежные психологи обнаружили, что музыка увеличивает времяпрепровождение посетителей в зале и прямо влияет на их поведение. Сегодня это — неотъемлемая тактика современного маркетинга.

Быстрая музыка побуждает к спонтанным покупкам, слишком медленная — заставляет посетителей задерживаться у полок и неспеша прогуливаться по соседним отделам. Участники различных исследований подтверждают, что в 30% случаях фоновая музыка стимулирует их на разного рода покупки.

Приманка на уровне глаз

-5

Супермаркеты размещают на уровне глаз товары подороже, перенося вниз бюджетные аналоги (например, отечественные). Заглядывать на нижние полки станет не каждый, зато продукты с центральных секций всегда в поле зрения покупателя.

Нередко такие товары хочется приобрести благодаря еще одной маркетинговой хитрости: «купи два по хорошей цене». Сопутствующие покупки могут встречаться в каждом отделе супермаркета, навязывая необходимость пополнить корзину еще и еще.

Специальная выкладка

-6

Покупатели привыкают к однотипному размещению товаров, поэтому с каждым визитом супермаркетам сложнее привлечь внимание на новые продукты.

Спецвыкладка нарушает привычную схему: стоит скорректировать расположение товаров или сместить их на соседнюю полку — потребитель раздражается. Вместе с тем обращает внимание на новый товарный ряд и покупает больше, в результате чего выручка супермаркета дополнительно растет.

Без окон и часов

-7

Иногда супермаркеты сравнивают с казино: в обоих заведениях исключены часы и окна. Это продумано для того, чтобы посетитель перестал ощущать время и как можно дольше пробыл в зале, увлекаясь покупками. Если супермаркет находится в большом торговом центре, то и вовсе можно потеряться на целый день.

Явление, при котором покупатель посещает торговый центр и забывает о целях визита, совершая спонтанные покупки, называется «переносом Грюна». Эффект назван в честь Виктора Грюна — австрийского архитектора, который предложил новую модель торгового центра, но отказался от манипулятивных методов, которые используются сейчас.

Фото носят иллюстративный характер. Источник: unsplash.com.