Тенденция "дальше - хуже" стала уже чуть ли не нормой. Как же не нравились направления сочинений, предложенные выпускникам 2015 года. Мы недоумевали: как можно в декабре предлагать темы, связанные с войной, которую проходят во которой половине года (направление "Вопросы, заданные человечеству войной"). Однако четыре других направления были вполне "по программе".
К сожалению, из год в год направления становились более размытыми, темы не всегда понятными. Однако в 2016 или 2018 году мы не знали, что нас ждет впереди. И дело ведь не только в формулировке (хочется верить, что 2 декабря темы все-таки будут понятными и интересными), но и в советах и комментариях, которые нам предлагают.
Вот, например, первое направление "Забвению не подлежит". Сейчас речь не о том, что материал, связанный с революцией, гражданской войной, Великой Отечественной, предусмотрен программой во 2 полугодии. К этому мы уже, пожалуй, привыкли. Вчитаемся в последнее предложение комментария:
"Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы".
Значит, второй критерий - использование литературного материала - теперь будет расширен? А что мы будем считать публицистикой? Совершенно замечательные "Письма о добром и прекрасном" Лихачева?
Я согласна: это одно из лучших произведений русской литературы. Безусловно, заслуживают внимание и "Военные очерки" - книга, в которой собраны дневниковые записи, вырезки из газет 1941-1945 годов разных писателей, корреспондентов. Книга называется именно так, а вот авторства (единого) не имеет. Ведь это сборник! А без автора разве засчитают литературный пример?
А если выпускник будет выстраивать рассуждение на статьях в журнале или газете, а то и вовсе привлечёт статью с сайта или блога? Подобное - публицистика? В общем, больше вопросов, чем ответов, и, если выпускник готовится к экзамену самостоятельно, ему трудно придётся.
Еще лучше комментарий ко второму направлению - "Я и другие":
"Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему".
Жизненный опыт? Правда?
Ясно, что любое сочинение - это субъективная творческая работа, в которой должна прослеживаться личность пишущего, но! Но мы сдаём итоговое сочинение по литературе, в критериях оценивания есть пункт (опора на литературный материал), несоответствие которому приводит к незачету за всю работу. Так зачем же сбивать с толку выпускников?
А вот пятое направление - "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения":
"О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики".
Разве мы изучаем журналистику? А современную литературу? Да еще и в начале учебного года, когда по программе начало другого века - двадцатого?
Значит, пора приниматься за работу. Необходимо осмыслить каждую тему, определить список книг, выбрать несколько произведений, которые надо будет перечитать, проанализировать, выписать цитаты. Главное - писать как можно больше, не реже двух раз в неделю. Только усидчивость и трудолюбие приведут к хорошему результату.
Мы же разберём каждое направление, составим разнообразные списки книг, в том числе, рекомендованные дневники и мемуары, предложим возможные варианты раскрытия темы, вступления, заключения.
Следите за нашими публикациями.