Лев Толстой и Фёдор Достоевский - великие русские писатели. А Куприн? Он какой? Большой? Значительный? Правда странно, что я, выросший на Куприне, и именно от него , получивший вкус к русской литературе, задаюсь этим вопросом.
Задал тот же вопрос жене-филологу, она сначала сказала, что - великий, а подумав, исправилась на Толстого и Достоевского. Ещё подумав, сообщила, что мировое признание первых позволяет прикреплять ярлык и ....бла, бла, и ей фиолетово, Куприна она любит наравне, а может и сильнее.
Как бы ни было, Куприн заслуженный классик. Я стал читать его в середине 60х годов, одновременно с Евтушенко, Рождественским и прочими фигурами русской словесности, вдруг взошедшими на литературный небосклон.
Удивительно, как всё тогда укладывалось в голове семиклассника. И школьная программа и домашнее чтение. Параллельно впитывались В. Скотт, М. Рид и Д. Селлинджер. Жуткая мешанина! Чистая мозговая "Одиссея капитана Блада"!
Но, А. Куприн - выстоял и многих, если не победил, то потеснил.
В нём всегда было что-то , в хорошем смысле, барское, обломовско-михалковское, такое объёмное русское ощущение бытия. То, чему А. Чехов придал остроты и характерности, Бунин прозрачности.
" Поединок", "Гранатовый браслет", эти вещи, единожды прочитанные, оставались в памяти навсегда, не зря советский кинематограф сделал чудные экранизации. Ведь умели!
Подросток, не зачитавший до дыр "Яму", мне кажется обделённым судьбой. Эта пронзительная история провинциального публичного дома, с его нравами, характерами, буквально въелась под кожу. " Кадеты", "Юнкера" с церемонией коронации Николая II и жизнью мальчишек. Пишу и вспоминаю с благодарностью.
А. Куприн имел хорошую критику и был успешен в царское время. Его книжки отлично продавались и писатель жил не нуждаясь. Февральскую революцию он принял с восторгом, а вот с большевиками не сложилось. Во время наступления Н. Юденича на Петроград А. Куприн, устроивший в Гатчине в своём доме госпиталь для раненых солдат 1 Мировой, перешёл на сторону Белой армии.
Не случившаяся победа белых отправила писателя в иммиграцию. Финляндия, Париж, нужда и болезни. Но более всего злая тоска по Родине, терпеть которую не было мочи.
В 1937 году!!! его просьба о возвращении была удовлетворена. Вряд ли классик надеялся на то, что его родная страна живёт полной жизнью и ему будет позволено работать честно, но вновь очутиться в России...
Прожив здесь год, он тихо умер.
А всеми любимые книги живут.
#куприн #литература #судьба #россия