В июле, как оказалось, было принято постановление Правительства РФ №1039
Первое, конечно же что вспоминается, это крылатая фраза из "12 стульев"
То есть государство, организуя Особо Охраняемые Природные Территории начинает брать за это деньги. Даже не знаю, грустить или радоваться. Впрочем, забегая вперед, скажу, что этим же приказом предусмотрены и категории граждан, которые не будут платить за вход, и пенсионеры в этот перечень ... да!!! попали!!! Вот повезло то))
А то буквально вчера посетил Линдуловскую рощу, являющуюся с 1976 года государственным заказником, а ныне - Особо Охраняемой Природной Территорией регионального значения. Посетил бесплатно, свободно, точно так же, как и многие другие люди, приезжающие сюда побродить по вековому (уже в некоторых местах - почти по двух вековому лесу)
В Ленинградской области , согласно Перечня Комитета по природным ресурсам ЛО , таких природных объектов насчитывается 51. И на многих из них государственная забота и присутствие обозначены очень скромными табличками. "Особо охраняемая природная территория. Государственный заказник ...." И всё. Вчерашний поход по Корабельной Роще показал, что это далеко не самое бесхозное ООПТ, но и оно находится в состоянии мягко говоря... грустном. Сломанные деревянные дорожки, невывезенные поваленные деревья, старенькие стенды...
Что говорить о таких малопосещаемых местах, как например мало кому известный геологический заказник Щелейки, или например " обнажения девона на реке Оредеж". ООПТ есть, а единственный орган управления находится в Санкт-Петербурге - "Управление особо охраняемых природных территорий Ленинградской области", а на месте ни забора, ни кассы, ни персонала нету. И вся охрана территорий осуществляется случайно забредшими на них инспекторами других служб - лесными, рыбоохраны, ну изредка заезжающими сотрудниками управления.
На мой взгляд , этот шаг, который делает государство - очередная роспись в беспомощности в сохранении объектов природы, и попытка хоть как-то эту беспомощность прикрыть, переложив бремя на нас с вами, на граждан, которые по сути и являются прямыми пользователями природных объектов.
Да, мы привыкли, что объект, взятый под охрану государством имеет свою инфраструктуру, которая не только вешает таблички, но и следит за порядком. "Мы" - в данном случае поколение тех, кто вырос в СССР. И мне странно воспринимать, что постановления по особоохраняемым территориям принимают, а денег на поддержание порядка и охрану этих территорий нет.
Кстати, раз уж просто размышляю на эту тему, то не могу не вспомнить еще один пример. Два года назад был я вместе с соклубниками и с ребятами из движения "Чистая Вуокса" на уборке в шхерах Ладоги.
Там как раз только-только оформили границы ООПТ "Ладожские шхеры", и мы прибирали острова, вывозили мусор из окрестностей ООПТ. (В самом ООПТ примерно на год раньше состоялись аналогичные акции, тоже сделанные руками и средствами волонтеров).
Так вот, в это же время в гости в наш лагерь приезжали замечательные ребята, тоже волонтеры, только "добровольные пожарные" - энтузиасты, уже несколько лет предотвращающие и тушащие пожары в шхерах, зачастую не дожидаясь прихода сил МЧС. И по статистике ими возгораний потушено больше, чем официальными структурами. То есть получается, что порядок в ООПТ наводят те или иные энтузиасты из неравнодушных людей.
Ну меня интересует еще борьба с браконьерством. И я задал вопрос тогдашнему начальнику северо-западного управления росрыболовства, вот, говорю, создали ООПТ "Ладожские шхеры", территориально они в Карелии, а подведомствен район Ладоги Приозерской инспекции Ленинградской области. Кто будет отвечать за режим рыболовства в ООПТ? Карелия или Ленобласть? Ответ был - "Мы вобще ни при чем, за всем, что происходит в ООПТ следит администрация ООПТ!" Зная проблемы бюджета этой самой "администрации ООПТ", сразу становится понятным , что будет там раздолье браконьерам. Потому как территория фактически ничья.
Вот чего я в эти воспоминания полез, о потому, что получается, что обслуживать территорию ООПТ конечно надо. На одних табличках, что "территория охраняется государством" ничего не сохранится, как это происходит например с заказником Мшинское болото, откуда теми же волонтерами тоже тонны мусора вывозятся. И , казалось бы , плата должна помочь государству наконец то выполнять свои обязательства. Но вот подход меня удивляет. Издается постановление, о том, как "исчислять плату", кого можно освобождать от оплаты. А вот как и на что будут расходоваться деньги постановления нет. Подразумевается видимо, что орган управления будет осуществлять оперативное финансовое планирование. Но, давайте оценим примерно, что получат реально ООПТ от ввода этой опции.
Вход на территории федерального значения - минимум 1% от установленной величины прожиточного минимума трудоспособного гражданина Российской Федерации, для территории регионального значения - 0,5%, для местных территорий - 0,25%. Напомню, что Приказ Минтруда России от 25.06.2020 N 372н, обозначил на 2020 год прожиточный минимум трудоспособного гражданина как 11731 рубль. То есть минимальная цена посещения парка федерального значения будет не меньше 120 рублей. Регионального - 60, местного 30. Масштаб конечно соответствует размаху Великого Комбинатора. Только тому надо было собрать на стулья, и он своего добился. А вот хватит ли этих денег на постоянное содержание территории в порядке?
Не знаю... Мне кажется, что продиктованы эти нововведения отнюдь не заботой о национальном достоянии. И как ни вводи "плату за провал", так и будем ходить в заказниках вот такими дорожками
А убирать мусор, предотвращать пожары, сохранять рыбные запасы так и будут волонтеры, которым не безразлична судьба окружающей природы.