Эстония может удивить бывалого путешественника изобилием интереснейших и почти неизвестных мест, связанных с её советским периодом. Ведь практически немалая её часть тогда была превращена в огромную военную базу с множеством закрытых от посторонних объектов. По большей части все они заброшены в наши дни. Эстонцы предпочитаю поскорее забыть эту часть их истории. А ведь среди полей и болот этой страны теперь можно найти очень уникальные места.
Одно из таких мы обнаружили в посёлке Эмари (Amari) неподалёку от действующего и поныне военного аэродрома. Здесь мы посетили полузаброшенное кладбище советских военных лётчиков. Оно уникально тем, что часть могил была воздвигнута из хвостов самолётов.
Это место известно очень не многим, поэтому с удовольствием расскажу о нём, а заодно постараюсь понять отчего в мирное время гибло там много молодых пилотов и курсантов военных училищ...
Как только в 1944 году советские войска заняли территорию Эстонии, то тут же начали укреплять свои новые рубежи.был построен уже в 1945 году. Рядом со временем был воздвигну аэродром Эмари, которой раньше также назывался Сууркюлат военный городок, который получил название Большая Сергеевка.
Этой авиационной базе военное руководство придавало особое значение. До Финляндии отсюда рукой подать, не так далеко и Швеция. В окружении потенциальных врагов здесь размещались самые современные самолёты с лучшими пилотами. Сначала это были истребители-бомбардировщики МиГ-17, которые активно использовались в войнах на Ближнем Востоке и во Вьетнаме. Им на смену позже пришли сверхзвуковые МиГ-21 и МиГ-27. А одними из последних советских самолётов здесь базировались Су-24, которые и теперь активно используются в сирийской войне.
Всего здесь могли размещаться и обслуживаться до 80 военных самолётов, что делало эту базу одной из крупнейших в Прибалтике. База была передана Эстонии лишь в 1993 году. После вступления этой страны в блок НАТО, аэродром был полностью реконструирован и модернизирован. Теперь здесь базируются на временной основе сменяемые раз в 4 месяца натовские истребители и вроде как готовятся принять американские штурмовики А-10, известные по войне в Персидском заливе.
На этом фоне собственные военно-воздушные силы Эстонии выглядят печально. Здесь в ангарах стоят древние кукурузники АН-2, польские и чешские учебные самолёты и несколько подаренных американцами лёгких вертолётов „Робинсон“.
Но вернёмся к истории кладбища в Эмари. Оно находится прямо рядом с бывшим военным городком. С трассы сюда когда-то вела бетонная дорога, которую теперь трудно различить среди разросшейся травы.
Когда-то на 9 мая здесь устраивали парады, стояли почётные караулы, давали залпы из автоматов, несли нескончаемое море цветов. Теперь же здесь уже несколько десятилетий царит полный покой и тишина. При этом могилы выглядят вполне ухоженными.
Видимо, сказывается то, что после ухода военных в городке остались жить многие бывшие работники аэродрома из технического персонала со своими семьями. Кстати, возле местного магазинчика нам с нескрываемой радостью на русском языке указали дорогу к кладбищу и заверили, что за сохранность своего автомобиля мы можем не беспокоиться.
Само кладбище, действительно, выглядит очень необычно. Среди соснового леса высятся самолётные хвосты с красными звёздами, которые окружают могилы попроще, многие их которых без имён.
Первые воинские захоронения здесь датируются ещё 1944 годом.
Есть и несколько очень необычных могил с эстонскими именами, написанными русскими буквами.
Но более всего поражает количество погибших в мирное время лётчиков в разных званиях от простых курсантов до полковника.
Очень характерны и фамилии на могилах, некоторые из которых больше напоминают позывные.
Отчего же гибли эти пилоты? Известно, что самолёты регулярно падали во время учебных бомбометаний на полигоне острова Суур-Парки. Отчасти это происходило из-за малых расстояний и небольших высот, используемых при этих полётах. Сказывалась близость границ. Но одна братская могила свидетельствует и о других нестандартных происшествиях.
Под ней лежат тела 16-ти курсантов и офицеров, погибших при автоаварии. В ней в 1978 году при столкновении двух „Уралов“ произошёл взрыв и пожар. Совсем молодые ребята сгорели заживо. Обо всех этих потерях никто никогда не сообщал официально, а на могильных камнях писали стандартную фразу “Погиб при исполнении служебных обязаностей”.
Не берусь судить, были ли эти жертвы напрасными. Фактом остаётся лишь то, что аэродром теперь служит вчерашним врагам, а это воинское кладбище наврядли интересно нынешним патриотам России. Но то была совсем другая страна, и тогда покланялись совсем другим идеалам.
Военные лётчики всегда были под ударом, профессия эта опасна и в наше время. Мне лично здесь вспомнилось другое кладбище в кажется уже такой далёкой Баварии. Я не так давно был в тамошнем аэропорте Меммингеме, который некогда также был военно-воздушной базой. Там тоже есть монумент с именами погибших в мирное время пилотов.
Я не испытываю ностальгии по СССР, но всё же мне кажется похороненные здесь парни достойны нашей с Вами памяти и уважения. Ведь они честно служили своей Родине, пусть даже той страны уже давно не существует...
Кстати, оказывается за этими могилами ухаживают эстонские военные, приезжающие сюда с авиабазы. По словам местных жителей натовскихе пилоты, также посетщают это кладбище и отдают честь погибшим лётчикам.