В СССР традиционно было принято пренебрежительно относиться к помощи, которая поступала в годы Второй мировой войны в рамках ленд-лиза от западных союзников. Как на самом деле обстояли дела с помощью, полученной за время войны Советским Союзом с Запада, и ее ролью в победе над нацистской Германией?
В книге главы Госплана и члена Политбюро Н. Вознесенского "Военная экономика СССР в период Отечественной войны", вышедшей в 1948 году, утверждалось, что все западные поставки составляли 4% от советского производства. Недавний союзник по антигитлеровской коалиции именовался там "ожиревшим на народной крови монополистическим капитализмом Соединенных Штатов Америки", который "теперь стоит во главе антидемократического лагеря и стал застрельщиком империалистической экспансии во всех частях света". В "Краткой истории Великой Отечественной войны", вышедшей в том же 1948 году, отмечалось, что "СССР действительно получил во время войны по ленд-лизу некоторые виды вооружения, а также важные для народного хозяйства машины, оборудование, материалы, в частности, паровозы, горючее, средства связи, различные виды цветных металлов и химикатов. Существенной помощью явилась, например, поставка США и Англией 401 400 автомобилей.
Во многих работах традиционно приводятся данные о том, что по отношению к советскому производству иностранные поставки составили: по артиллерийским орудиям всех систем – 1,9%, по танкам – 7%, по боевым самолетам – до 13%. В автомобильном парке Красной Армии импортных автомашин в 1943 году было 5,4% ". С учетом того, что соответствующая помощь была оказана уже после 1942 г., можно уверенно сказать: западные союзники действительно сыграли очень значимую роль во время Второй Мировой войны.