Найти в Дзене

«Болезнь укачивания» («спутниковая, орбитальная, морская болезнь»)

Оглавление

Повторю, что вошедшие в первую группу в начале невесомости вдруг ощущали падение, проваливание вниз и, из-за этого — страх и даже ужас. Но через 3–4 секунды это сменялось чувством радости, безудержным весельем.

Причисленным ко второй группе в невесомости казалось, будто они вместе с самолётом продолжают лететь вперёд, но вниз головой. Это было «физиологическим сигналом» того, что в последующих режимах у них начнутся тошнота и, может быть, рвота.

У тех, кто стал третьей группой, в невесомости поначалу возникали страх и радость (как и у первогруппников). Но с третьего-четвёртого режима невесомости у них начинались тошнота и рвота, как у тех, кто составил вторую группу.

Вошедшим в четвёртую группу было просто интересно оказаться свободно летающими по салону самолёта; никаких пространственных иллюзий, ни тошноты, ни рвоты у них не было.

Морская болезнь» вовремя шторма бывает мучительной.
И.К. Айвазовский  «Девятый вал»
И.К. Айвазовский «Девятый вал»
В 1884 году парусный корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в Бискайском заливе в шторм. Порывами ветра сломало мачту. Обломки выбросило на берег. Разнеслась весть, что великий художник погиб. Но он спасся, и написал свою лучшую картину «Девятый вал». Какая ее главная загадка? К чему тянуться право вверх ванты (веревочные снасти) от обломков мачты? Они тянуться к кораблю, но Айвазовский не стал его рисовать. А где стоит художник, откуда он смотрит на гибнущих людей? Он стоит на корме этого все еще плывущего корабля.

Внезапная невесомость в кабине космического корабля или самолёта — это будто пол у Вас из-под ног выдернули, и Вы падаете в бездну. Страх и чувство проваливания, желание ухватиться за что-нибудь — нормальные, уместные в такой ситуации, защитные реакции. Они унаследованы нами от очень далёких предков, выживших после падения вниз. Но, пожалуй, никто из них не падал отвесно дольше четырёх-пяти секунд. Те, кто летели вниз дольше, разгонялись так, что разбивались насмерть. И не имели потомков. Почему после четвёртой-пятой секунды невесомость дарит радость? Это тоже унаследовано от предков. Они радовались, что спаслись: или за ветку ухватились, либо яма была не слишком глубока. Четвёртая-пятая секунды невесомости — рубеж, после которого несостоявшаяся гибель от удара о дно становились у людей первой группы сигналом о том, что непонятно как, но случилось избавление от опасности. Далее невесомость уже не создавала страха и ужаса, но дарила радость спасения. Странно было видеть беспричинный (неадекватный) восторг у таких людей, впервые оказавшихся в невесомости. А после полёта, видя себя заснятыми кинокамерой, им не верилось, что они так сначала пугались, а потом веселились.

Как, вернее, чем, мы ощущаем падение? Специальными органами чувств — гравирецепторами. Они — не только в вестибулярных аппаратах (во внутреннем ухе), но и во всём теле. Однако, у нас есть ещё глаза и уши для восприятия пространства. И вот, в кабине, где внезапно возникла невесомость, у многих людей (вошедших во вторую группу) возникает жуткий, не побоюсь этого слова, конфликт между ощущением падения, то есть того, что есть на самом деле, что воспринимают наши гравирецепторы, и восприятием того, что видим вокруг, то есть, опять же, что тоже есть на самом деле. Вокруг нас стены кабины космического корабля, если мы в нём, или салона самолёта; стены, потолок и пол — стабильны, не рушатся, не ломаются. Но не может же быть, что мы одновременно и проваливаемся в бездну и неподвижно сидим или парим в «стабильной» кабине?

Можно сказать, что возникает «критический сенсорный конфликт». Наши, так называемые, интегрирующие системы разума, пытающиеся установить истинное положение тела в пространстве, «понимают» (где-то в глубинах подсознания, досознания, сверхсознания?), что происходит что-то особенное, невозможное, невероятное. Это, конечно же, опасно и надо защищаться от того, чего, казалось бы, быть не может. Как?

Был опасный случай с моим другом Володей К. Он гулял в парке. Он оступился и после неловкого движения, у него закружилась голова. Ему казалось, что все вокруг уплывало, убегало в сторону. Володя с трудом добрался до лавочки и по смартфону вызвал друзей. Они доставили его домой и вызвали специального врача-отоневролога. Врач приехал, недолго обследовал Володю, сказал, что во внутреннем ухе сместился со своего места один из камешков-отолитов. Потом врач быстрым движением повернул Володину голову, непрерывное головокружение тут же прекратилось. Отолит встал на свое место.
Был опасный случай с моим другом Володей К. Он гулял в парке. Он оступился и после неловкого движения, у него закружилась голова. Ему казалось, что все вокруг уплывало, убегало в сторону. Володя с трудом добрался до лавочки и по смартфону вызвал друзей. Они доставили его домой и вызвали специального врача-отоневролога. Врач приехал, недолго обследовал Володю, сказал, что во внутреннем ухе сместился со своего места один из камешков-отолитов. Потом врач быстрым движением повернул Володину голову, непрерывное головокружение тут же прекратилось. Отолит встал на свое место.

Неосознаваемыми интегративными системами «включаются» внутренние, тоже не подчинённые разуму, защитные реакции. Самая заметная из них: «Выбросить из нашего тела всё, что можно, и так очиститься от всего вредоносного, возможно, появившегося внутри организма». Для этого «включаются» рвота, потливость, а у некоторых и «медвежья болезнь» (из-за неё — «полные штаны»). Это значит, что рвота в кабине космического корабля — не болезнь, а защитная реакция организма. Она возникает на всякий случай в любых невероятных (непонятных, неприятных, неприемлемых) чрезвычайных ситуациях, когда угрожает или уже происходит что-то ужасное, а ни убежать, ни бороться никак нельзя. В этих ситуациях может проявиться ещё и слабость во всём теле. Это тоже неосознаваемая защита от непонятной опасности. Слабость — чтобы «заставить» человека (самого себя) не бороться, а переждать неодолимую опасность.

У испытуемых, составивших вторую группу, в невесомости не было бурных движений и эмоций. Не было чувства проваливания вниз и страха, не было сменявшего страх чувства радости. Этим людям казалось, что какая-то сила тянет их вверх, иногда — что они висят вниз головой вместе с самолётом, в котором они находились во время невесомости. Они начинали испытывать неприятное, непонятное, не передаваемое словами чувство. Я пытался ненавязчиво, не подсказывая ответов, расспросить этих людей об их ощущениях и переживаниях в невесомости. Они говорили: «Как-то «неприятно», «Ни с чем не сравнимое, очень неприятное ощущение». Даже многословные люди не могли описать этих чувств. Как правило, они отказывались от дальнейшего участия в полётах с созданием невесомости.

Неспособность описать словами свои эмоции, даже как бы застопоривание речи при попытках рассказать о своих ощущениях психологи называют алекситимией.

АЛЕКСИТИМИЯ бывает и у некоторых совершенно нормальных людей после очень неприятных опасностей, и при разных психических болезнях.

Об алекситимии Вы можете прочитать в следующей статье.

Друзья, понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал «Проникновение в космонавтику».

Дайте прочитать вашим родственникам и знакомым. Пусть они тоже подпишутся на канал. Читайте предыдущие материалы и те, что будут публиковаться дальше.

С уважением, Леонид Александрович Китаев-Смык.