Режиссер Георгий Данелия - признанный мастер трагикомических историй, и его кинофильм "Афоня", снятый в далеком 1975 году один из лучших образцов этого жанра. Режиссер сумел сделать главным героем явно отрицательного персонажа, к которому зритель тем не менее проявляет сочувствие. Эта на первый взгляд легкая история оказывается трудным путем человека к себе настоящему. Сложнее всего было подобрать актера на главную роль.
Ведь Афоня, делающий неприглядные поступки, тем не менее должен был чем-то влюбить в себя юную и прекрасную Катю, а также вызвать сожаление и сочувствие, а не только возмущение и неприятие. Сначала Данелия получил согласие на съемки популярного в СССР польского актера Даниэля Ольбрыхского. Но дальше этого дело не дошло, да и режиссер не очень настаивал: аристократичному поляку, хоть и с русскими чертами лица, было бы трудно вжиться в роль хорошо выпивающего советского сантехника. Потом Данелия вспомнил о Высоцком с его многогранным талантом,самого актера также очень заинтересовала эта роль. Но посмотрев на таганковского Гамлета и Хозяина тайги, Данелия понял, что Высоцкий слишком силен, он не умеет быть жалким, а в роли Афони это просто необходимо.
Тогда режиссер решил провести настоящие кинопробы, в которых участвовало много известных актеров. Одним из претендентов был Владимир Носик. Его простое доброе лицо подходило на героя-человека труда, но никак не клеилось с образом выпивающего и циничного сантехника.
Николай Караченцов также участвовал в пробах на роль Афони. Но его образ не убедил режиссера.
Киноактер Андрей Мартынов, в частности известный широкому зрителю по роли Федота в кинофильме "А зори здесь тихие" (1972) также пробовался на эту роль. Но его положительный образ не позволял режиссеру увидеть в нем взяточника Афоню.
Одним из претендентов был актер Семен Морозов, прославившийся еще подростком ролью трудного ребенка Афони Полосухина в комедии "Семь нянек" (1962). Но второй раз стать Афоней актеру не удалось.
Пробовались на эту роль также Георгий Бурков, Владимир Меньшов, Геннадий Бортников, Борис Щербаков и совсем молодой Виктор Проскурин, уже получивший широкую известность после роли исправившегося разгильдяя Ляпишева в многосерийном фильме "Большая перемена" (1973).
Но когда в съемочном павильоне появился Леонид Куравлев, все стало понятно - вот настоящий Афоня. Как позже говорил режиссер Георгий Данелия: "Герою Куравлева зрители простили бы то, чего не простили бы ни Высоцкому, ни Ольбрыхскому". Действительно, Леонид Куравлев умеет делать своих даже не слишком порядочных героев весьма привлекательными для зрителя.
А вот на роль Кати кроме утвержденной Евгении Симоновой пробовались еще две известные актрисы - Анна Каменкова и Елена Прудникова. Но героиня Симоновой превзошла всех претенденток своей наивностью, скромностью и светлостью.
Безусловно, фильм Афоня относится к золотому фонду советского кино. Эту кинокартину, как и многие другие, мы пересматриваем помногу раз, и при каждом новом просмотре нам открываются новые скрытые смыслы этой трагикомичной истории.
Все фото и изображения взяты из открытых источников
Ставьте лайк, если вам понравилась эта статья и подписывайтесь на наш канал. Всего вам самого доброго - здоровья, любви и семейного счастья.