Найти в Дзене
Сергей Мишенёв

Пробитая маска. Как это делается

Насколько прочна фехтовальная маска? Может ли спортивное оружие ее проколоть? Такие вопросы часто задают фехтовальщикам. И тогда многие из нас вспоминают несколько несчастных случаев, которые случились за историю спортивного фехтования именно из-за пробитой решетки фехтовальной маски.

Маска сабельная
Маска сабельная

Случаи эти, впрочем, объединяет одно: решетку пробивало не само оружие, а обломок клинка. Действительно, когда клинок ломается, он превращается в очень прочную, практически негнущуюся иглу, а фехтовальщику идущему в атаку увидеть, почувствовать поломку и остановить движение совершенно невозможно.

А можно ли пробить маску целым клинком? Прямо с наконечником пуандарэ? На мой взгляд, нет. Однако, как это часто бывает, правда жизни не есть правда искусства.

Наконечник шпаги
Наконечник шпаги

В конце лета 2018 года я получил приглашение от режиссера Максима Бриуса поставить фехтовальные поединки в новом сериале «Подсудимый». Сериал оказался калькой с корейского первоисточника, в котором главный герой – миллионер и наследник крупного банкирского дома – был также фехтовальщиком.

По сюжету, в истории этого героя случился эпизод, связанный с протыканием фехтовальной маски и травмой глаза. При этом оружие противника (брата близнеца нашего героя) осталось целым.

В корейском первоисточнике братья фехтовали на саблях. Это обстоятельство вызвало у меня протест, поскольку сабля оружие совсем мягкое и крайне редко используемое для нанесения уколов. По моей рекомендации, в отечественной версии «Подсудимого» сабли были заменены на шпаги – оружие колющее и максимально твердое.

Спортивная шпага с рукояткой французского типа.
Спортивная шпага с рукояткой французского типа.

С фехтованием было отснято два эпизода. Первый из них относился к юности героев и был связан именно с тем случаем, когда шпага нападающего пробила маску.

Чтобы обозначить пошедшее время, мы использовали маски старого образца, и одну из них предназначили специально для протыкания.

Режиссер Максим Бриус (справа) и исполнитель роли Алексея Нестерова Петр Рыков (справа) обсуждают сцену с пробиванием маски.
Режиссер Максим Бриус (справа) и исполнитель роли Алексея Нестерова Петр Рыков (справа) обсуждают сцену с пробиванием маски.

Постановка заняла всего несколько секунд: бойцы встают в стойку, делают несколько движений, боец слева резко атакует и попадает своей шпагой прямо в лицо (в маску) своего брата противника. Тот роняет шпагу, срывает с себя маску…. Там следует монтажная склейка во время которой гримеры окрашивают лицо героя кровью а я делаю небольшое отверстие в маске с тем, чтобы на укрупненном плане оно попало в кадр…

Гримеры готовят "травму" на лице Петра Рыкова.
Гримеры готовят "травму" на лице Петра Рыкова.

Вот здесь и случилась небольшая загвоздка. Старая фехтовальная маска, которую мы решили принести в жертву на алтарь искусства, никак не хотела протыкаться. После четверти часа безуспешных попыток (я надеялся раздвинуть прутья специально приготовленным металлическим стержнем) пришлось вызвать более квалифицированного специалиста. Приглашенный рабочий с инструментами, чередуя керн, молоток и кусачки сумел проковырять дырку в решетке, которое стало напоминать пулевое отверстие. Именно в таком виде пробитую маску и использовали в кадре.

Отверстие получилось в стиле "бандитской пули".
Отверстие получилось в стиле "бандитской пули".

В результате картинка получилась достаточно убедительная. Что, в общем то, неудивительно – искусство монтажа помноженное на великолепную актерскую игру принесло соответствующий результат.

-7

А вот вторая сцена, во время которой герой (уже в современности) получает укол шпагой в маску во время показательного поединка потребовала гораздо больше усилий.

Но это уже совсем другая история.